Анна Белянинова
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Любознательный Вундеркинд»
Предмет «Ритмическая мозаика »
Тема : «»
Группа № 16, 1 года обучения
Составитель : педагог дополнительного образования
Белянинова Анна Геннадьевна
Краснодар, 2015 год.
1. Аннотация
2. Открытое занятие «Формирование навыков выразительного движения »
3. Приложение (фото материалы)
4. Опыт реализации
Аннотация :
Данное открытое занятие разработано в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Веселый Вундеркинд» , по предмету «Ритмическая мозаика » , ориентировано на детей возраста 6 лет.
Цель моей работы : развитие детей дошкольного возраста.
Танцевальное движение - это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.
Формирование у дошкольников музыкально-двигательного , танцевального творчества, развитие музыкальности , умения творчески выразить свое восприятие музыки в движениях являются важными задачами ритмического воспитания . Но из-за недостаточно развитого чувства ритма не все дети могут гармонично сочетать движение с музыкой , выражать ее характер и музыкальный образ . Этим определена актуальность выбора темы моей работы.
Представленные в работе музыкально- ритмический материал , игры и танцы вырабатывают необходимые для гармоничного развития детей умения : владеть своим телом, выражать при помощи пластики жестов, мимики, различные эмоции, скоординировано двигаться, ориентироваться в пространстве. Музыкально- ритмические движения дают возможность освоить простейшие танцевальные движения , научиться двигаться с пением, ритмическим произношением слов .
Данный материал предложен в сюжетно-игровой форме, с использованием сказочных образов, что служит отличной базой для успешного понимания и разучивания ребенком танцевальных движений , и постановок. Дети, попадая в такие условия, проявляют активность, инициативу, находчивость, решительность.
Используя свой опыт работы по развитию музыкально- ритмических движений у дошкольников , на основе особенностей детей представляю модель для разучивания танца.
Тема занятия : «Музыкально- ритмические движения »
Цель : формирование творческих способностей средствами музыкально- ритмических движений .
Задачи :
1. формировать навыки основных танцевальных движений .
2. развить двигательные качества и умения, координацию движений , развитие ритма .
3. развить творческие способности, потребности в самовыражении в движении под музыку .
4. обогатить двигательный опыт детей разнообразными видами движений .
Форма занятия :
Предполагаемый результат :
Формируются навыки основных танцевальных движений ,
Улучшаются двигательные качества и умения, координацию движений , развитие ритма ,
Развиваются творческие способности, потребности в самовыражении в движении под музыку ,
Повышено качество исполнения двигательного опыта детей разнообразными видами движений .
5. Дидактические, методические, наглядные пособия :
для учащихся :
Элементы костюмов
для педагога :
фонограммы
Оборудование :
Магнитофон
В данном занятии используются технологии :
Игровые,
Здоровьесберегающие,
Развивающие
Структура занятия :
1. Организационный момент (организованный вход детей в класс и построение в линии, поклон - приветствие) - 3 минуты
2. Разминка на середине : (разогрев всех групп мышц) – 5 минут
3. Прыжки по кругу – 3 минут
4. Основная часть : игроритмика (танцы - игры упражнения на ориентировку в пространстве– 14 минут
5. Заключительная часть : упражнения для восстановления дыхания, работы рук, поклон – 3 минут.
6. Подведение итогов. – 2 минут.
1. Организационный этап
Дети входят в зал друг за другом и строятся вдоль зеркала лицом к педагогу. Приветствие.
Педагог : Сегодня к нам на занятие пришли гости , они хотят посмотреть, чему вы научились. Давайте с ними поздороваемся (дети встают врассыпную лицом к гостям и делают поклон) .
Ну, а мы с вами отправляемся путешествовать на паровозике! Прошу вас занять места , мы отправляемся в «Сказочную страну» .
(Дети строятся друг за другом)
Паровозик (педагог) везёт вагончики (детей) преодолевая на своём пути препятствия.
Путешествие сопровождают песенкой "Веселые путешественники" дети идут по кругу и «змейкой»
Педагог : Стоп! Приехали! Первая станция «Ритмическая полянка » Выходите из вагонов. Ребята, посмотрите, как красиво вокруг, какая красивая цветочная полянка. Выберете себе понравившийся цветок, подойдите к нему, и мы сейчас проведем разминку на нашей полянке.
Проводится танцевальная разминка.
Ритмический танец «Антошка» (под песню «Антошка» ).
Вступление. Дети становятся врассыпную, ноги на ширине плеч, руки на поясе, качают головой вправо-влево.
1-й куплет. На счет 1 – небольшой наклон вперед с прямыми вытянутыми вперед руками; на 2 – выпрямиться, руки на поясе. Повторить 5 раз.
Припев. На 1 – наклон туловища вправо; на 2 – выпрямиться; на 3 – наклон влево; на 4 – выпрямиться. Повторять движения до конца припева .
2-й куплет. На 1 – протянуть вперед правую руку; на 2 – поставить ее на пояс; на 3 – протянуть вперед левую руку; на 4 – поставить ее на пояс. Повторить 2 раза.
Проигрыш. Встать прямо, ноги вместе, руки сжаты в кулачки. Выполнять полуприседания, имитируя игру на гармошке.
Припев. Повторить движения припева после 1-го куплета.
3-й куплет. Выполнять «присядку» , выпрямляясь, выставлять на пятку то правую ногу, то левую и разводить руки в стороны.
Припев. Шаг на месте, покачивая головой вправо-влево. В конце – прыжки : ноги в стороны, ноги вместе с хлопками над головой. На последний звук – сесть на пол.
2. Основной этап
Педагог : Ну, что, ребята, нам пора отправляться дальше! Нас ждет «Танцевальная площадка» .
«змейкой»
Педагог : Ребята, мы с вами приехали на удивительную площадку, где мы научимся красиво танцевать.
«Барбарики»
Цель : учить детей ритмично исполнять основные шаги, передвижения сочетая хлопки и притопы.
Игра «Дискотечный марафон»
Цель и задачи : научить детей активности и самостоятельности, коммуникативных способностей.
Дети становятся на любом месте.
Звучит музыка , дети выполняют свободные танцевальные движения .
Остановка музыки дети становятся в статичную фигуру.
Игра повторяется 3 раза
Самые внимательные награждаются аплодисментами.
Разучивание танцевальной композиции «Бабка – Ежка»
Цель и задачи :добиваться эмоциональности и выразительности исполне-ния.
Музыкальное сопровождение : песня «Бабка Ежка» сл. и муз. Т. Морозова
Хореография : Т. Суворова
И. П.: ноги в 6 п., руки свободно опущены
На неведомых дорожках, выпад в пр. сторону пр. р. над бровями – «смотрим вдаль» ,повторить в лев. сторону
Где растёт дремучий лес. поднимаем руки вверх и опускаем
Избушка там на курьих ножках. руки домиком над головой
Да сосны вьются до небес. поднимаем руки вверх и опускаем
Кто в избушечке живёт? держать руку «под козырек» (то правую, то левую)
Песню громкую поёт? удивляются : вправо - влево
Там бабушка Яга приседаем : руки как «Чунга-Чанга»
Костяная нога 4 хлопка по пр. н. – 4 раза
Припев :
Бабка Ёжка, выгляни в окошко показываем Бабку Ежку в окошке
(2 раза) (показать руками окошко)
Не боимся мы тебя руки на пояс, поочередно выставлять на пятку то пр., то л. н. – 4 раза
Тру-ля-ля, тру-ля-ля
Выходи скорей гулять
Будем петь и танцевать
Проигрыш : сложить руки полочкой, поворот вокруг себя в правую сторону, затем в левую сторону.
Ох, и скучно же старушке повторяются движения первого куплета
Жить одной в такой глуши.
Когда вокруг одни лягушки
Да густые камыши.
Вот бы было б хорошо,
Кабы в гости кто пришел
к бабушке Яге –
Костяной ноге.
Припев : повторить движения припева
Педагог : Ребята, какие вы молодцы, как весело нам было на танцевальной площадке, но нам пора возвращаться!
Путешествие сопровождают песней "Веселые путешественники", дети идут по кругу и «змейкой» .
3. Заключительный этап. Подведение итогов занятия .
а. упражнения для восстановления дыхания
б. упражнения для рук
в. игра «Зеркало»
г. поклон
Педагог отмечает работу каждого ребенка.
Анализ опыта реализации :
Занятие было проведено с детьми 6-ти летнего возраста.
Дети закрепили и повторили пройденный материал, показали свое умение работать как индивидуально, так и в группе.
Дети научились согласовывать движения с характером музыки , с наиболее яркими средствами музыкальной выразительности : ритмичности и выразительности : ритмично и выразительно двигаться,
играть в музыкальные игры , а также повышено качество исполнения танцевальных композиции;
У детей формируется чувство ритма , выражающееся в том, что дети чувствуют в музыке ритмическую выразительность , откликаются на нее и передать ее в движении ; формируются художественно-творческие способности.
У детей появилась уверенность, они стали более общительными, робкие и застенчивые преодолели неуверенность, научились управлять собой, своим поведением, телодвижениями , стали приносить истинную радость. У них повысился интерес к музыкальной деятельности , в частности, к совместному исполнению движений . Дети внимательнее стали слушать музыку , начинать и заканчивать движения в соответствии с продолжительностью ее звучания. Начали увереннее ходить, легко бегать, ритмично двигаться , а также выразительно передавать движения и музыкально – игровой образ .
Именно это занятие поможет ребенку в дальнейшем успешно осваивать другие виды художественно-творческой деятельности, т. к. тяга к творчеству является не врожденным качеством, не природным даром, а результатом воспитания. Эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство развития личности дошкольника.
Использованные источники и литература :
1. Барышникова Т. Азбука хореографии. - М., 1999.
2. Бочкарева Н. И. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии . Учебно–методическое пособие. – Кемерово, 1998.
3. Буренина А. И. Ритмическая мозаика . – Спб., 1997.
4. Горшкова Е. В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце. –М., 2002. – 120с.
5. Коренева Т. Ф. Музыкально- ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2001. – Ч. 1. – 112 с.
6. Коренева Т. Ф. Музыкально- ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2001. – Ч. 2. – 104 с.
7. Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика . Хореография в детском саду. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2066. – 272 с. + вкл.
8. Видео : Методика логоритмики и танцевальные этюды для детей 3-6 лет Л. Богомазова, 2009.
Система музыкально-ритмического воспитания разработана Н. Г. Александровой, М. А. Румер, Е. В. Коноровой В. А. Гринер и др. Применительно к дошкольному возрасту специальные исследования проведены Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман и их учениками М. Л. Палавандишвили, А. Н. Зиминой В разработке содержания ритмики участвовали М. А. Румер Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, Ю. А. Двоскина. Несколько позднее в работе приняли участие А. Н. Заколпская, С. Г. Товбина Е. Н. Соковнина, В. В. Цивкина, Е. П. Иова, И. В. Лифиц и др. Некоторые предложения по совершенствованию этой системы внесли С. Д. Руднева, Л. С. Генералова. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придает ему особую выразительность. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение, движения же становятся своеобразным средством выражения художественных образов. Музыкально-ритмические движения можно рассматривать как волевые проявления, так как ребенок действует, сознательно выполняя поставленные перед ним задачи.
Занятия ритмикой являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребенка: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной.
Для систематических, планомерных занятий ритмикой с детьми дошкольного возраста в программе предусмотрены различные средства: игры (сюжетные, несюжетные, хороводные, инсценировки), пляски (с зафиксированным порядком движения, импровизационные, смешанные, бальные, характерные), упражнения (для обучения музыкально-ритмическим навыкам и навыкам выразительного движения).
Методика обучения музыкально-ритмическим движениям характеризуется следующим:
В ходе освоения репертуара детей постоянно упражняют, развивая навыки музыкального восприятия в единстве с выразительным движением;
Разучивая игры, хороводы, пляски, последовательно усложняют задания с учетом особенностей репертуара;
Неоднократно повторяют выученный материал, закрепляя знания, которые дети смогут применять в самостоятельной деятельности;
Постоянно стимулируют творческую самостоятельность ребят, используют разнообразные варианты игр, плясок, хороводов;
Предлагают детям творческие задания различной сложности в зависимости от их возраста, индивидуальных интересов и способностей.
Ранний возраст. К концу года дети первой группы раннего возраста должны проявлять отзывчивость на музыку плясового и спокойного характера, реагируя на музыку плясового характера, прихлопывать в ладоши, махать рукой, приплясывать, эмоционально откликаться на игровые действия воспитателя.
Дети второй группы раннего возраста должны уметь ходить под музыку, играть в музыкальные прятки, догонялки, выполнять простые движения с флажками, погремушками, в плясках передавать веселый характер музыки хлопками, притопыванием ногой, поворотами кистей рук, приплясыванием (слегка пружинить колени).
Младший дошкольный возраст. Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей трех-, четырехлетнего возраста строится в основном на показе педагога, хорошо двигающихся детей, на эмоционально-образных пояснениях и указаниях.
Средний дошк возраст . Методические приемы видоизменяются в зависимости от сложности заданий, степени усвоения навыков, времени разучивания материала. Главным и обязательным остается одни - выразительное исполнение музыки педагогом. Это наполняет детей радостными переживаниями, рождает желание активно, самостоятельно двигаться. В этом возрасте ребята еще очень нуждаются в правильном показе, ясных, кратких пояснениях. На занятиях важно создавать игровую ситуацию. Если разучиваются пляска, упражнения, в которых движения последовательно зафиксированы, то можно предложить такую методику: сначала проигрывается музыка, отмечается ее характер, а затем показываются движения, объясняется их построение.
Старший дошк взр . Методика разучивания игр, плясок, упражнений характеризуется тем, что исполнение музыки руководителем всегда должно быть выразительным и точным. Нельзя забывать, что ритмика - средство музыкального воспитания. Общим требованием является точный, выразительный, правильный показ движений и лаконичные, образные пояснения. Особое внимание обращается на развитие самостоятельности детей, их творческих проявлений. В игровой форме разучиваются различные хлопки, притопывания, взмахи, вращения кистями рук и т. п. Затем можно предложить детям придумать, как надо двигаться под эту музыку, обсудить эти варианты (используя детский показ) и в заключение показать построение, которое ребятам следует выучить. Такая методика помогает усвоению навыков при активном восприятии музыки, развитию самостоятельных действий, творческих способностей. Танцы разучиваются так же, как и игры, но часто требуют дополнительных упражнений в усвоении и совершенствовании незнакомых детям танцевальных элементов, перестроений.
Юлия Кудрявцева
Опыт работы по теме «Развитие музыкально-ритмических движений младших дошкольников через игровые методы и приемы»
Муз. -ритмическое воспитание – один из стержневых видов деятельности, объединяющиймузыку ,движение и слово . На сегодняшний день существует проблема по эффективной реализации задач в практике музыкально -ритмического воспитания в ДОУ. С введением ФГОС ДО возросла потребность в эффективных методах воспитания и обучения дошкольников основаммузыкального развития .
Анализируя собственный педагогический опыт , накопленный в процессе музыкально -ритмического воспитания дошкольников , можно констатировать недостаток систематизации комплекса педагогических методов и приёмов . Эта проблемазаставила меня искать эффективные средства активизации муз. -ритмических движенийи творчески подойти к подборуметодов и приемов работы .
Мною были изучены научные труды отечественных и зарубежных педагогов –психологов, основоположников теории о связи музыки и движения : «Психология музыкальных способностей » советского педагога-психолога Б. М. Теплова, швейцарского педагога-основоположника «Системы ритмической гимнастики» Э. Ж. Далькроза, российского педагога – основоположницы «Методики музыкального воспитания в детском саду» Н. А. Ветлугиной, публикации статей : американской танцовщицы Айседоры Дункан и ее «Школы «свободного танца» и др. Практическая основа работы заключается в прохождении курсов обучения по программам Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей» , А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика» для детей дошкольного возраста .
Постановка цели, задач, разработка содержания работы
Организация Развивающей Предметно-Пространственной Среды
Поиск наиболее эффективных форм, методов и технологий работы
Разработка педагогической диагностики по развитию двигательной активности детей раннего возраста.
Выступала на педсовете ДОУ с докладом по теме : «Использование игровых методов и приемов в музыкально -ритмической деятельности»;
Участвовала в Международном творческом конкурсе и
Всероссийском конкурсе для педагогов, 2017г. ;
В работе по данной теме , я руководствовалась принципами следующих научных школ :
«Системой ритмической гимнастики» Э. Ж. Далькроза, которая включает в себя единство музыки , движения и ритма . Заслуга Далькроза, прежде всего в том, что он увидел в музыкально –ритмических упр-ях универсальное средство развития у детей муз . слуха, памяти, внимания, выразительности движений , творческого воображения. По Далькрозу : «музыка регулирует движение и дает четкое представление о соотношении между временем, пространством и движением ». Обращалась к трудам российского педагога Н. А. Ветлугиной, методы и приемы муз . воспитания которой лежат в основе ООУП нашего учреждения.
В своей работе я столкнулась с трудностями слухового восприятия детей, как н-р, замедленная смена движений танца (т. к. каждый ребенок имеет различные физиологические способности, зависящие от типа нервной системы (различная скорость движений , слуховая и двигательная реакции, слуховое восприятие, а также неярко выраженная реакцию на смену динамики музыкального произведения и др .
Я определила для себя комплексные задачи развития муз . -сенсорных компонентов (развитие ритмического , тембрового, динамического слуха детей).
Т. о., начиная с раннего возраста, мы стараемся обогащать двигательную реакцию детей, научить воспринимать сюжетные образы и самостоятельно выражать их в муз. -ритмической деятельности, танцевальных движениях .
Главная цель работы заключается в развитии муз . – ритмических и танцевальных движений детей посредством использования игровых методов и приемов .
Задачи :
Развивать двигательные качества и умения (координация движений , умение ориентироваться в пространстве; формировать правильную осанку).
Обогащать двигательный опыт детей разнообразными видами движений посредством игровых методов и приемов ; развивать умение детей согласовывать движения с характером музыки .
Развивать умение различать простейшие музыкальные понятия (высоту звуков; смену темпа; различия в динамике) .
Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку , слуховые представления, чувство ритма, потребность в самовыражении в движении под музыку .
Повысить компетентность воспитателей и родителей в вопросе развития муз . -ритмических движений ; привлекать их к организации и оснащению РППС.
Осуществить воспитательную задачу : использовать эффективные методы и приемы для развития умения правильно вести себя во время движения , оказывающие положительное влияние на развитие муз . -ритмических .
Для подтверждения ведущей идеи работы , а именно, - эффективности использования игровых методов и приемов , мною была разработана система работы с детьми , педагогами и родителями по данной теме , включающей несколько ЭТАПОВ :
Организационно-педагогический
Практический
Обобщающий :
Организационно-педагогический включает в себя теоретическое осмысление содержания работы по развитию муз . -ритмических движений младших дошкольников :
Изучение нормативной базы по данному направлению (требования ФГОС) ;
Анализ условий в ДОУ для муз. -ритмической деятельности с детьми (анализ РППС музыкального кабинета , зала, групп; наличие костюмов, атрибутов для танцев);
Мониторинг развития муз . – ритмических движений детей .
Подготовка методической базы :
- Разработка системы развития муз . -ритмических движений ;
Составление тематического планирования работы по развитию муз . -ритмических движений ;
Составление диагностических карт, подбор диагностического инструментария, анкет для родителей;
Подбор упражнений, игр, танцев;
Подбор музыкального репертуара ;
Подбор иллюстраций, видеоматериалов, дисков с музыкой , мультимедийных презентаций.
Практический этап : состоит в реализации системы работы по данному направлению и включает в себя
Модернизацию РППС;
Внедрение в практику работы игровых методов , приемов и технологий ;
Взаимодействие со специалистами, воспитателями и родителями с целью повышения компетентности по данной теме .
В своей работе я использую следующие Формы :
Музыкальные занятия (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные)
Интегрированные занятия
ОД в режимных моментах (утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, прогулка)
Досуговая деятельность
Самостоятельная деятельность детей.
Методы :
Наглядно-слуховой
Метод Побуждения к совместным действиям
Игровой зрительный (показ игр, плясок или отдельных элементов движения )
Метод упражнения (практический метод ) применяющийся не только при усвоении муз. -ритмических навыков, но и в самостоятельной деятельности детей;
Словесный метод
Концентрический
Метод поощрения
и Технологии :
Здоровьесберегающие (упражнения на дыхание, пальчиковые игры, музыкальные подвижные игры );
Логоритмика М. Ю. Картушиной;
Коммуникативные игры А. И. Бурениной;
Интеграция разнообразных видов детской деятельности в ходе музыкальных занятий ;
Фольклорная педагогика;
ИКТ-технология;
Использую Игровые приемы , как :
«Музыкальный куб » : работа в круге
«Любимые игрушки»
«Платок» : работа в парах и в круге
«Волшебная бабочка» : индивидуальная работа .
Формы Взаимодействия с воспитателями и родителями, как :
Консультации
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ
Изготовление папки-передвижки
Обобщающий этап включает в себя :
Итоговую диагностику
Анкетирование родителей и воспитателей.
Подведение итогов и анализ результатов работы :
Показательные выступления (открытые мероприятия, конкурсы)
Доработка и систематизация методов , рекомендаций по данной теме
Обобщение опыта работы на РМО , педсовете ДОУ
Определение перспектив.
Степень новизны опыта заключается в комбинации элементов известных методов и дополнении их инновационными технологиями с применением музыкально -ритмических средств обучения. Особенность методики , состоит во взаимопроникновении обучающих и творческих моментов в единый процесс обучения, который строится по принципу - от обучения языку выразительных движений к исполнительскому творчеству.
Мною проведен мониторинг развития муз . -ритмических движений детей младшего дошкольного возраста по системе Диагностики А . И. Бурениной за период 2015-2017 гг. Данный метод диагностики проходил в виде наблюдения за детьми в процессе движений под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий на муз. – ритмических занятиях и были выбраны следующие критерии развития физических и психических способностей детей :
1. Музыкальность
2. Двигательные качества и умения
3. Ориентировка в пространстве
4. Психические процессы
5. Нравственно-коммуникативные качества
В результате проведенной работы ,
Дети стали чувствовать настроение и характер музыки , понимать ее содержание, обогатился слушательский опыт ;
У детей развиты специальные муз . способности : муз. слух, чувство ритма; движения стали более ловкими , точными. Появилась ориентировка в пространстве : дети стали самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом.
Дети освоили различные виды движений , характерные для их возраста :
Ходьба, бег, прямой галоп;
Образно-игровые движения , раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние;
Плясовые движения - простейшие элементы народных плясок, доступных по координации;
Произошло развитие и тренировка психических процессов :
развитие умения начинать и заканчивать движение вместе с музыкой - развитие слухового внимания , способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию;
развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике - радость, грусть, страх, и т. д.
Дети научились вести себя в коллективе :
Появилось умение правильно вести себя во время движения ,
Сформировалось чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми : пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место.
В заключении, можно сделать вывод, что работа по развитию муз . -ритмических движений детей младшего дошкольного возраста посредством игровых методов и приемов оказалась эффективной.
Латарцева Елена Егоровна
музыкальный руководитель МБДОУ№ 18 г. Батайск, Ростовской области
Базовая культура человека, фундамент всех видов мышления закладывается в дошкольном возрасте. Именно тогда формируются основы эстетического воспитания, так как в этот период мозг и весь организм человека наиболее восприимчивы к новому (Г. А. Кураев, Т. Н. Маляренко, Ю. Е. Маляренко). Эстетическое воспитание детей стимулирует раннее творческое развитие, гармонизует растущего человека, помогает развивать психологические функции и личностные качества. Проблемам, связанным с творческим развитием детей на начальном этапе обучения и воспитания в педагогике традиционно уделяется значительное внимание. Важнейшей составляющей в системе эстетического воспитания выступает музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. К его главным задачам относятся: пробуждение у детей интереса к музыке, приобщение к различным видам музыкальной деятельности, формирование запаса музыкальных впечатлений и, конечно, развитие музыкальных способностей, системы музыкальности в целом. Центральное место в этой системе по праву занимает музыкальный слух, являющийся, по образному определению Б. В. Асафьева, «мерой вещей» в музыке .
Приобщение к музыке идет различным путем. В сфере музыкально-ритмической деятельности оно происходит посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр и танцев. Они развивают музыкальную память, чувство ритма; игры способствуют совершенствованию и закреплению полученных двигательных умений и навыков в согласовании движений с музыкой, а также помогают лучше воспринимать материал. С помощью музыкально-ритмических движений решаются следующие задачи: воспитание комплекса музыкально-двигательных качеств, обеспечивающих основу для всестороннего физического развития детей; умение выполнять упражнения под музыку; совершенствование и закрепление полученных двигательных умений и навыков в согласовании движений с музыкой .
Перспективность направления музыкально-педагогических исследований в сфере музыкально-ритмической культуры требует своей дальнейшей разработки. Особенно актуальным представляется изучение музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста, так как с психолого-педагогических позиций этот период является наиболее сензитивным в формировании структуры личности и ее культуры (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Г. Ковалев, А. А. Люблинская).
Известно, что музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д., в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа. На наш взгляд важно, чтобы педагог осознавал приоритетные цели и задачи в своей деятельности, понимал, в чем выражается основной эффект развития .
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали еще в Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона, «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души. Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря нему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим. Он будет упиваться, и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт» .
В Древней Греции музыка для воспитания и образования имела более глубокое значение, чем сейчас, и соединяла не только гармонию звуков, но и поэзию, танец, философию, творчество. Именно эти идеи важны для воспитания и в современном очень непростом и жестоком мире, и, наверное, естественно стремление педагогов к воспитанию детей по «законам красоты», к воплощению в реальность прекрасной формулы Платона: «От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей - к красивой жизни и от красивой жизни - к абсолютной красоте».
У философов Древней Греции было немало последователей. Так, идея синтеза музыки и движения была подхвачена швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жаком Далькрозом (1865‑1950), который разработал на ее основе уже в начале XXвека систему музыкально-ритмического воспитания детей. Эта система стала известна во многих странах Европы и в России под названием «метода ритмической гимнастики». Современность и актуальность этой методики и по сей день не только в ее названии, столь широко используемом многими специалистами по физическому и музыкальному воспитанию. Заслуга Э.Ж. Далькроза прежде всего в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. По его мнению, «с первых лет жизни ребенка следовало бы начинать воспитание в нем «мышечного чувства», что, в свою очередь, способствует «более живой и успешной работе мозга». При этом Э.Ж. Далькроз считал важным и то, как организован сам процесс занятий с детьми, который должен «приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены» .
В комплексе ритмических упражнений швейцарский педагог выделял как основу именно музыку, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением .
Дальнейшее развитие системы Э. Ж. Далькроза получила в работах его учеников и последователей: Н. Г. Александровой, В. А. Гринер, Е. А. Румер и др., которые в 1911 г. окончили Институт музыки и ритма (Хеллерау, недалеко от Дрездена). Российские педагоги-ритмисты понимали важность распространения музыкально-ритмического воспитания для детей и молодежи. Ими была проделана огромная работа по дальнейшей разработке практического материала и пропаганде системы Э. Ж. Далькроза в различных школах. Н. Г. Александрова характеризовала ритмику как одно из средств биосоциального воспитания и ставила ее в центр соприкосновения педагогики, психофизиологии, научной организации труда, физкультуры, художественного развития и т. д. Она пропагандировала систему Э. Ж. Далькроза на многочисленных лекциях, выступлениях, на которых подчеркивала также и лечебное значение занятий ритмикой.
Таким образом, прогрессивная система музыкально-ритмического воспитания Э. Ж. Далькроза была положена в основу работы российских педагогов, которые по инициативе Н. Г. Александровой организовали Московскую ассоциацию ритмистов, где разрабатывали учебные программы (для школ, техникумов, консерватории) и методические указания к занятиям по ритмике для учебных заведений, систематизировали практический материал.
Музыкально-ритмическое воспитание детей дошкольного возраста в 50-60-е годы также разрабатывалось на основе идей Э. Ж. Д алькроза. Н. А. Ветлугина (1958), А. В. Кенеман (1960), а в дальнейшем М. Л. Палавандишвили, А. Н. Зимина, Е. Н. Соковнина и др. разрабатывали программы музыкального воспитания, методику работы с детьми и разнообразный музыкально-ритмический репертуар для детей дошкольного возраста (эти материалы были включены в раздел «Музыкально-ритмическое воспитание детей» типовой программы).
Все перечисленные прогрессивные идеи Эмиля Жака Далькроза и его последователей легли в основу и нашей системы работы по развитию музыкально-ритмических движений у детей.
Основная направленность нашей системы - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.
Работа по развитию музыкально-ритмических движений у детей в нашем дошкольном образовательном учреждении строиться по нескольким направлениям :
1. Развитие музыкальности:
·развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
·развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
·развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
·развитие музыкальной памяти.
2. Развитие двигательных качеств и умений:
·развитие ловкости, точности, координации движений;
·развитие гибкости и пластичности;
·воспитание выносливости, развитие силы;
·формирование правильной осанки, красивой походки;
·развитие умения ориентироваться в пространстве;
·обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
·развитие творческого воображения и фантазии;
·развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.
4. Развитие и тренировка психических процессов:
·развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
·тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов; развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
·воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
·воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Эффективность реализации системы работы подтвердилась проведенной педагогической диагностикой, направленной на:
·выявление начального уровня развития музыкальных и двигательных способностей ребенка, состояния его эмоциональной сферы;
·проектирование индивидуальной работы;
·оценку эффекта педагогического воздействия.
Список литературы:
1.Абдульманова Л. В.Развитие основ физической культуры детей 4 – 7 лет в парадигме культуросообразного образования. - Ростов н/Д6 Изд – во Рост. ун – та, 2005. - 220 с.
2.Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. - СПб, 2000.
3.Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. - М.: «Физ-ра и спорт», 1990. - 206 с.
4.Зимина А. Н. Музыкально-ритмическое воспитание детей 5-6 лет в детском саду. М., 1964
5.Руднева С. Д., Фили Э. М. Ритмика. Музыкальное движение. - М., 1972.
6.Хорошилова Т. Развиваем у детей чувство ритма // Дошкольное воспитание. 1991. № 1
7.Хрестоматия: Из истории музыкального воспитания / Сост. О. А. Апраксина. - М., 1990. - С. 152-205.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки Хабаровского края Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д.Л.Калараша».
Курсова я работа
по дисциплине « Теория и методика музыкального воспитания »
Тема: « Формирование музикально - ритмических навыков в процессе музыкальной деятельности детей дошкольного возраста »
Выполнила:
Федоренко А.И.
Специальность: 050144
Дошкольное образование
Курс 3, группа 34
Форма обучения: заочная
Хабаровск, 2015 г
Введение
2.1 Этапы работы по обучению детей современных музыкально-ритмическим движениям
Заключение
Приложение
Введение
Проблема формирования музыкально-ритмических навыков у детей дошкольного возраста приобретает в настоящее время особую актуальность. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
Положительное влияние музыки на общефункциональную деятельность организма доказано. Об этом писал И.М. Сеченов , характеризуя взаимосвязь слуховых и мышечных ощущений Музыка, а в основу ее заложен ритм является одним из самых выразительных средств общения между людьми и их единения.
Ритм в основе своей имеет моторную природу. Об этом с несомненностью говорят все наиболее фундаментальные экспериментально-психологические исследования, посвященные чувству ритма. По мнению психолога Б.М. Теплова , восприятие музыки << совершенно непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, более или менее точно передающими временной ход музыкального движения. "
Методологической и теоретической основой исследования являются подходы к проблеме развития музыкально - ритмических движений, разработанные известными психологами и педагогами Л.С. Выготским , Б.М. Тепловым , В.А. Сухомлинским , Д.Б. Элькониным , теория и методика музыкального обучения и воспитания В.А. Ветлугиной , Н.А. Метлова , современные методологические пособия и практические разработки А.И. Бурениной , Е.Ю. Шаламоновой , И.В. Бодраченко , И.М. Каплуновой, И.А. Новокольцевой , Г.И. Анисимовой , М.Ю. Картушиной .М.Ю. Картушиной .
Цель исследования: изучение эффективности применения комплекса занятий по формированию музыкально-ритмических навыков в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Исследовать в психолого-педагогической литературе вопрос об основах музыкально-ритмических движений;
Рассмотреть особенности развития музыкально-ритмических движений у детей 6-7 лет;
Диагностика и анализ уровня музыкально-ритмических навыков у детей 6-7 лет;
Разработка и апробация комплекса занятий по формированию музыкально-ритмических навыков у детей 6-7 лет.
База исследования: подготовительная группа МАДОУ №2 с.Троицкое с 3 марта по 30 апреля 2015 г.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
музыкальное ритмическое воспитание дошкольный
Особенно тщательному и широкому изучению подвергалось воздействие музыки на человека. Почему именно музыки? Прежде всего потому, что изо всех видов искусства музыка, пожалуй, обладает наибольшей властью над настроениями и чувствами людей. И, естественно, более сильные реакции значительно легче уловить и сделать предметом изучения. Проведение исследований в этой области облегчается также наличием достаточно стройной, тщательно разработанной системы теоретических основ музыки.
Много интересных научных наблюдений и опытов по изучению воздействия музыки на людей относится к концу XIX - началу XX веков. Среди них работы великого русского физиолога И.М. Сеченова. В своем классическом труде "Рефлексы человеческого мозга" (1866г.) он писал о тесной взаимосвязи слуховых ощущений с мышечными. Он подчеркивал, что слуховое восприятие, как и мышечное, связано с временными ощущениями .
Музыка обладает способностью захватывать нас своим ритмическим строем. Слушая зажигательную танцевальную мелодию, каждый из нас в свое время непременно ловит себя на том, что его пальцы непроизвольно сами начинают вдруг отбивать такт, голова и туловище плавно покачиваются в ритме мелодии, а ноги так и не стоят на месте, готовые тут же сорваться в пляс.
Несомненный интерес представляют работы известного советского психолога Б.М. Теплова. По его мнению, восприятие музыки "совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временный ход музыкального движения" . Классифицируя музыкальные способности Теплов подробно останавливается на развитии у детей музыкально-ритмического чувства: "Едва ли на первых этапах музыкального обучения можно найти другой, более прямой и целесообразный путь развития музыкально-ритмического чувства, чем ритмика, понимая как передача ритма музыки в простых и легко доступных детям движениях".
Занимаясь в Женевской консерватории со студентами, он обратил внимание на то, что далеко не все могут выполнять ритмический рисунок в пределах определенного метра и достаточно точно координировать движения при игре на музыкальном инструменте. Своей плодотворной практической деятельностью он доказал, что возможно перевести музыкальный ритм в пластические движения человеческого тела, понимая, что ритм музыки теснейшим образом связан с моторной, мышечной реактивностью человека. Так, постепенно им была создана система ритмической гимнастики, которая впоследствии стала называться ритмикой.
Назначение своей системы Далькроз сформулировал так: "Цель ритмики - подвести ее последователей к тому, чтобы они могли сказать к концу своих занятий не столько "я знаю", сколько "я ощущаю", и, прежде всего, создавать у них непреодолимое желание выражать себя, что можно делать после развития их эмоциональных способностей и их творческого воображения".
По определению Выготского Л.С. деятельность - это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. В деятельности совершенствуется восприятие, памяти, мышление, воображение, ощущения .
Так же и музыкальная деятельность состоит из многочисленных действий. Например, при усвоении музыкально - ритмических навыков ребенок внимательно слушает музыку, старается правильно выполнить движение, начать его и закончить в соответствии с музыкой, улавливает заданный темп, при исполнении отражает несложные оттенки. Если действие повторяется многократно, оно постепенно усваивается и переходит в навык. Совокупность этих навыков позволяет ребенку справиться затем с новыми, более сложными действиями.
Музыкальная деятельность дошкольников по определению Ветлугиной Н. А - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие . В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально - образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. По этому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.
Особое место в музыкальной деятельности в дошкольном учреждении отводится такому виду деятельности, как музыкально-ритмические движения, с помощью которых у детей формируются музыкально-ритмические навыки. Формирование музыкально-ритмических навыков осуществляется в таких формах музыкальной деятельности, как музыкальные занятия, праздники и развлечения, досуг.
Возможности музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста формированию музыкально-ритмических навыков значительно возрастают, потому что на пятом году жизни у детей уже есть опыт слушания музыки, они могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки и отдельные средства музыкальной выразительности (динамика - громко, тихо; регистры - высокий, низкий; темп - быстрый, умеренный). У них проявляется навык выразительного и ритмичного движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные способности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со вступлением, со сменой частей музыкального произведения. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседания и т.д.).
Они проявляют в движении ловкость, быстроту, умение двигаться в пространстве, ориентироваться в коллективе, потому что физическое развитие совершенствуется в различных направлениях и прежде всего выражается в овладении основными видами движений, в их координированное. Возникает еще большая возможность использовать движение как средство и способ развития музыкального восприятия. Пользуясь движением, ребенок в состоянии творчески проявить себя, быстрее ориентироваться в поисковой деятельности. Исполнение плясок, игр подчас становится достаточно выразительным и свидетельствует о попытках передать свое отношение к музыке.
Музыкальное и игровое творчество - в процессе музыкально-ритмического творчества, предусматривающего сочинение и исполнение детьми комбинаций движений, упражнений, этюдов, игр, танцевальных сценок и небольших спектаклей в сотворчестве с "педагогом, происходит активное формирование как специальных компонентов способностей к этому виду деятельности, так и общих компонентов в структуре художественно-творческих способностей, таких как: эмоциональная отзывчивость, интеллектуальная инициатива, творческая активность, настойчивость и выдержка в достижении намеченной цели, способность к изменению заученных стереотипов и поиску нестандартных способов передачи замысла и тд.
Целостное восприятие приобретает особый смысл, если ребенок способен улавливать и удерживать в своем сознании отдельные компоненты произведения: характер развития музыкальных образов, темповые, динамические изменения и использовать средства их выражения в движении. Поэтому, в музыкальной деятельности по формированию музыкально-ритмических навыков, следует выбирать такой музыкальный репертуар, который поможет ребенку почувствовать богатство "языка музыки" и передать его в движениях. Исполнение музыкальных произведений должно быть точным и художественным.
Для развития музыкальных способностей необходимо дать ребенку возможность попробовать себя в различных видах музыкальной деятельности, один из которых - музыкальное движение. Музыкально-ритмическое движение - это один из способов "проживания" образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. На занятиях ритмикой дети знакомятся с простейшими музыкальными понятиями: "быстро" и "медленно" (темпы музыкального произведения, в движениях передаваемые, например, бегом на носках и ходьбой), "громко-тихо" (динамические нюансы, которые могут быть выражены соответственно ходьбой бодрым шагом и бегом на носках), регистрами звучания (высокий, средний, низкий) и др. .
На занятиях с детьми самого младшего возраста (три-четыре года) нужно учитывать, что они ещё не знают, как воспринимать музыку, как увязать с ней свои движения, отличающиеся резкостью, порывистостью, плохой скоординированностью. В этом возрасте ребёнок реагирует на всё очень живо, он жаждет новой информации и воспринимает её на лету. Полученные им впечатления (в том числе музыкальные) остаются в памяти и становятся основой восприятия и познания окружающего мира.
Дети осваивают основные движения (ходьба, бег, подпрыгивание). Это позволяет им более точно передать характер музыки: бодрый, лёгкий, отрывистый. Делают они это ещё несовершенно, но общий характер просматривается. Поскольку малыши уверенно передвигаются по комнате, это даёт возможность расширить задания на ориентировку в пространстве. В зависимости от построения пляски, музыкальной игры, упражнения дети ходят "стайкой", парами, врассыпную, друг за другом, осваивают несложные танцевальные движения
Если у ребёнка возникают трудности при выполнении задания, он не может точно координировать свои движения с музыкой, её темпом, ритмом (даже после разучивания), педагогу не следует фиксировать на этом чрезмерное внимание и указывать ребёнку на его недостатки в резкой форме, а тем более отстранять его от участия в занятии. Как и при освоении других видов деятельности, в ритмике каждый ребёнок выражает себя по-своему, в нём уже заложены определённые способности или, наоборот, налицо их отсутствие. Занятия ритмикой призваны привить любому ребёнку интерес к движению под музыку. Поддержать этот интерес можно только в атмосфере доброжелательности и хорошего настроения.
Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят детей к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки, смены темпа, динамических и регистровых изменений, воспроизводить метроритмические особенности через движение, анализировать форму произведений. Здесь прослеживается особенно тесная связь ритмики с теорией музыки и сольфеджио, хоровым пением, игрой на музыкальных инструментах .
Навыки выразительного движения направлены на тренировку и совершенствование культуры движений, которые в процессе занятий становятся более ритмичными, свободными, выразительными, координированными, пластичными. Они заимствуются из области физкультуры (основные движения, гимнастические упражнения с предметами и без них, построения и перестроения), танца (элементы народных и бальных танцев, движения характерного танца, отдельные элементы современных танцев), из области сюжетно-образной драматизации. В работе над навыками выразительного движения уделяется самое серьёзное внимание взаимосвязи движения и музыки.
Важен правильный подбор музыкальных произведений для занятий, от которого во многом зависит воспитание хорошего музыкального вкуса, причём ребенок откликается движением на различную музыку, но только, если она понятна его телу. Нужно выбирать музыку, которая будет побуждать ребенка двигаться с радостью и желанием. Это могут быть классические произведения, фольклор, рок, джаз. Музыка может быть любого жанра, главное чтобы она была мелодичной, красивой, в обработке, понятной детям.
В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов. Большое внимание на занятиях уделяется умению самостоятельно действовать под музыку: выполнять различные перестроения, запомнить последовательность движений танца, придумать свой танец, используя знакомые движения
Сопровождение пения движением способствует развитию у ребенка музыкально-ритмических навыков, влияет на качество хорового звучания, чистоту интонирования. У детей укрепляется дыхание, улучшается дикция, вырабатывается навык согласованности движения с музыкой. Решение задачи отражения в движении содержания и характера музыкального образа помогает развивать у ребенка дошкольного возраста воображение, активизировать его творческие проявления.
Сила и преимущество музыкально-ритмической деятельности для формирования детского художественного творчества состоит в том, что она является синтезом нескольких видов искусств: музыки, драматизации, пластики, пантомимы и хореографии, объединяемых в единое художественное целое посредством создания музыкально-пластического образа. Основой служит музыкальное движение, танец в разных его видах: народный, характерный, классический, историко-бытовой, бальный, современный. Танец выражает различные эмоциональные состояния, чувства, переживания, где музыка, эмоции и движения тесно взаимосвязаны и взаимодействуют .
В процесс музыкально-ритмического творчества входит сочинение и исполнение детьми собственных музыкальных движений, упражнений, этюдов, танцевальных сценок, спектаклей, игр. Отличительной чертой музыкально-ритмического творчества является то, что в нём заключён синтез двух начал - исполнительного и продуктивного: дети придумывают собственные пляски, этюды, игры и одновременно их исполняют, продукт совпадает с процессом, исполнение и является продуктом творчества, что обусловливает эффективность формирования интереса как к предмету, так и к процессу деятельности.
Необходимо помнить, что есть правила, общие для работы с детьми всех возрастов. Занятие должно быть построено таким образом, чтобы активные движения чередовались с ходьбой или упражнениями, успокаивающими дыхание. Нельзя перегружать детей бегом или поскоками, так как это может привести к чрезмерным психо-эмоциональным и сердечно-сосудистым перегрузкам. Следует также учитывать индивидуальные возможности ребёнка. Только чёткое следование этим правилам сделает занятия ритмикой эффективными.
Задачей педагога в музыкально-ритмическом воспитании будет способствовать становлению музыкально-эстетического сознания учащихся и научить их чувствовать, эстетически переживать музыку в движении; воспитывать музыкальный вкус; способствовать формированию музыкально-культурного кругозора личности. Он обязан совершенствовать художественно-творческие способности учеников, развивая пластику движений, их ритмичность, выразительность в тесной взаимосвязи с музыкой, воспитывать и развивать художественно-творческие способности, инициативу, самостоятельность решений при составлении детьми танцевальных композиций, вариантов музыкальных игр и упражнений, инсценировании песен.
Средний уровень (2 балла): ребенок умеет придумывать движения к пляскам, танцам, но они не выразительны и одноплановы, не достаточно выразительно инсценирует под музыку движения разных персонажей. Слабо проявляет инициативу при инсценировке песен и хороводов. Высокий уровень (3 балла): ребенок самостоятельно придумывает движения к пляскам, танцам, составляет танцевальную композицию, проявляя оригинальность и самостоятельность в творчестве. Умеет импровизировать движения разных персонажей под музыку соответствующего характера, самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни, активно проявляют инициативу при инсценировки песен, хороводов. Для того, чтобы проверить уровень сформированности музыкально-ритмических навыков у детей старшей группы им были предложены задания по всем видам музыкально-ритмических движений, которые оценивали выразительность движений, ритмичность, правильность выполнения, самостоятельность, умение импровизировать, творческую активность.
Фамилия, имя ребенка |
Упражнения |
Танцы и пляски |
Хороводы |
Танцевальное творчество |
Общая сумма очков |
|||
Никита В. |
||||||||
Низкий уровень (до 8 очков): ребенок не слушает музыку, равнодушен к ней, все время отвлекается, не передает эмоционально-образное содержание произведения, не реагирует на смену частей музыки, темпа, не может самостоятельно инсценировать сюжет, не умеет самостоятельно придумывать движения к пляскам, танцам, в играх не использует знакомые элементы танцевальных движений.
Высокий уровень (от 12-15 очков) ребенок с интересом и вниманием слушает музыку, эмоционально реагирует на нее, у него развито чувство ритма, самостоятельно, творчески подходит к инсценировке сюжета песни, умеет действовать самостоятельно, выполняет движения выразительно, умеет импровизировать движения разных персонажей под музыку соответствующего характера, самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни, активно проявляют инициативу при инсценировании песен, хороводов.
На формирующем этапе был внедрен и апробирован комплекс занятий по формированию музыкально-ритмических навыков у детей 6-7 лет. Музыкально-ритмические навыки совершенствуются в единстве с теми движениями, которые нужны для исполнения музыкальных игр, плясок, хороводов и помогают выразительному исполнению музыкально-игровых образов, характерных движений в хороводе и. т.д.
Обучение навыкам музыкально-ритмических движений проходило по нескольким этапам: Ознакомление: новое упражнение, танец, хоровод или игра показывались детям в связи с музыкой. Музыкальный руководитель предварительно проигрывал музыкальное произведение, затем дети анализировали характер произведения, затем следовал показ движений музыкальным руководителем или воспитателем. Разучивание: разучивание связано с раскрытием эмоционального содержания произведения. Педагог объяснял детям, как выполнить то или иное движение, в игровой форме разучивал элементы танцев и плясок Движения, которые вызывали затруднения, повторялись несколько раз. Закрепление: большое значение имеет закрепление полученных навыков. Дети учатся выполнять движения свободно, эмоционально, более четко и осознанно.
Комплекс занятий содержит упражнения для усвоения элементов танца, гимнастики, бега, шага, игр, хороводов, плясок, танцев, а также танцевальное творчество. Большое значение на занятиях уделялось упражнениям. Они помогали ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учили пространственной ориентировке, укрепляли основные виды движений, способствовали освоению элементов плясок, танцев, игр.
Ребенок с интересом и вниманием слушает музыку, эмоционально реагирует на нее, у него развито чувство ритма, самостоятельно, творчески подходит к инсценировке сюжета песни, умеет действовать самостоятельно, выполняет движения выразительно, умеет импровизировать движения разных персонажей под музыку соответствующего характера, самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни, активно проявляют инициативу при инсценировании песен, хороводов.
У детей 6-7 лет уже имеется опыт выполнения движений под музыку. Дети этого возраста могут различать контрастную музыку, воспроизводить образные движения и несложный сюжет под музыку, согласовывая движения с ее характером, могут более уверенно держаться и ориентироваться в окружающем пространстве. У них возрастают общая подвижность, двигательная активность, умение самостоятельно определять жанры: колыбельная, плясовая, марш - и выполнять соответствующие движения, согласовывая их с яркими средствами музыкальной выразительности: характером, темпом, динамикой, регистром.
Дети стоят в кругу, опустив руки. Первый куплет. Плавно поднимают обе руки вперед-вверх и затем наклоняются вниз, опуская руки. Движения повторяются 2 раза. Припев. Взявшись за руки, идут по кругу вправо и с окончанием музыки садятся на пол, вытянув вперед ноги. Второй куплет. Сидя повторяют те же движения. Припев. Сидя хлопают в ладоши и с окончанием песни встают и подбочениваются. Третий куплет. Повторяют движения первого куплета. Припев. Поочередно топают перед собой павой и левой ногой. С окончанием музыки расширяют круг и раскрывают руки в стороны. Затем исполняется любая пляска на украинскую мелодию или пляшут солисты в центре круга, остальные хлопают.
"Ай, дили-дили-дили мы кого-то видели"-дети идут по кругу "Глазастого, вихрастого, ушастого, зубастого"-показывают руками большие глаза, поставив руки на пояс качают головой, показывают большие уши, поставив руки на пояс топают ногами." Он сидел под кустом громко щелкал языком"-на первую фразу расширяют круг-на вторую сужают. "Может это был козел"-выходит ребенок в маске козла, качая головой. а "Может серый волк пришел"-выходит ребенок в маске волка и выполняет скользящие хлопки. "Или может быть медведь, не смогли мы рассмотреть"-выходит ребенок в маске медведя вразвалочку. "Потому что испугались, испугались, разбежались" - дети убегают, а козел, волк и медведь их догоняют. Кого поймают, тот становится козлом волком и медведем.
(муз.Ю. Слонова) Дети стоят парами, держась за руки. Такты 1-8. Поскоками двигаются по кругу вправо, с концом музыки останавливаются, повернувшись друг к другу и опустив руки. Такты 9-10. На первую четверть каждого такта делают хлопок в ладоши перед грудью. На вторую четверть такта ударяют по рукам своего партнера. Такт 11, Делают три легких и быстрых хлопка у правого уха, слегка наклонив голову вправо. Такт 12. То же движение у левого уха, наклонив голову влево/
Основы музыкально-ритмического воспитания. Формирование музыкально-ритмических навыков в процессе музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста. Работа над музыкально-ритмическими движениями. Определение уровня музыкально-ритмического развития.
курсовая работа , добавлен 01.07.2014
Программные требования развития музыкально-ритмических движений. Задачи воспитания и обучения на занятиях ритмикой. Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей младшего дошкольного возраста. Музыкальные игры, детские пляски, танцы, хороводы.
контрольная работа , добавлен 17.03.2015
курсовая работа , добавлен 11.02.2017
Значение развития музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Понятие, структура и роль сенсорного воспитания. Методика использования музыкально-дидактических пособий и игр в различных видах музыкальной деятельности.
дипломная работа , добавлен 20.06.2009
Структура музыкальных способностей, их характеристика. Значение развития музыкально сенсорных способностей для детей дошкольного возраста. Разработка и применение системы музыкально-дидактических игр для развития музыкально сенсорных способностей.
дипломная работа , добавлен 19.11.2015
Ритмика как один из видов музыкального воспитания. Задачи ритмики, принципы, соблюдаемые при отборе музыкально-ритмических заданий. Методы и приемы обучения музыкально-ритмическим движениям. Виды движений в детском саду, отбор музыкального репертуара.
презентация , добавлен 19.02.2010
Значение танцевальных движений, виды танцев. Требования к танцевальным движениям для младших дошкольников. Методика обучения танцевально-ритмическим движениям детей младшего дошкольного возраста. Танец "Сапожки", игра на развитие танцевальных движений.
курсовая работа , добавлен 01.02.2013
Анализ задач музыкальной педагогики. Исследование проблем развития способностей и одаренности. Изучение способов формирования музыкально-ритмических способностей в процессе обучения. Развитие чувства музыкального ритма. Системы ритмического воспитания.
реферат , добавлен 01.12.2016
Музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста в контексте современных концепций детства. Становления музыкальности на разных возрастных этапах дошкольного детства. Выявление музыкально одаренных детей и особенности взаимодействия с ними.
курсовая работа , добавлен 07.12.2010
Сущность понятия "музыкально-ритмического чувства". Ретроспективный анализ и характеристика процесса развития музыкально-ритмического чувства у младших школьников на уроке музыки. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста.
Возможно, столь же известная своим окрашиванием волос и смелыми, пленительными образами, как и своей музыкой, с самого первого своего появления на сцене поп-музыки Кэти Перри поражает нас своим подходом к прическам и макияжу в стиле «все внимание на меня»
Мистер К., ваша знакомая, Баронесса, пригласила Вас в свой замок на несколько дней. К сожалению, Вы, вместе с несколькими гостями, вынуждены остаться здесь на шесть дней. Но вот сегодня утром кое-что произошло... POV Мистера К. День первый Однажды я бо
Люди хотят о многом узнать, в том числе, что ждет их в будущем. В первую очередь интересует тема брака и любви. Самый задаваемый вопрос среди девушек из этой области: «Когда и сколько раз я выйду замуж?» Для того чтобы это узнать, необязательно обращаться
Подготовка к свадебному обряду требует тщательно продуманного плана, сценария, а свадебные украшения канзаши прекрасно передадут чувственную атмосферу праздника. Свадьба – уникальное событие в жизни каждого человека. Для проведения идеальной свадьбы, не
Елизавета Румянцева Для усердия и искусства нет ничего невыполнимого. Содержание Многие мастерицы, занявшись плетением при помощи набора для творчества Rainbow, не останавливаются лишь на разноцветных браслетах, колечках, и хотят обучиться мастерств
Хотите уникальную коллекцию кукол для своего ребёнка или, может, есть идея для создания домашнего кукольного театра? Куклы из колготок сделанные своими руками – отличная идея для реализации любого творческого проекта. В каждой квартире легко найти пароч