Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников. Тема «Жидкости. Растворы».
Описание: Данный конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности будет полезен педагогам дошкольного и дополнительного образования.Образовательная область «Речевое развитие»:
Пополнить словарный запас детей за счет слов: эмульсия, раствор, молекула, частица, кристаллы, рафинад.
Подбирать прилагательные к существительному, использовать сравнительные обороты речи.
Материал и оборудование для опытов:
Для демонстрации: бутылка, воронка, воздушный шарик, сода, уксус; тарелка, молоко, пищевые красители, 3 пипетки, ватные палочки, средство для мытья посуды.
На каждого ребёнка: поднос, 5 емкостей, 5 ложек, растительное масло, вода, поваренная соль, мука, сахар.
Ход эксперимента.
Воспитатель:Ребята, многие материалы производятся путем смешивания разных компонентов. В ходе опыта вы сможете определить, какие жидкости смешиваются хорошо, а какие не смешиваются совсем. Скажите, растительное масло - это жидкость или сыпучий материал?
Дети:
Жидкость.
Воспитатель:
Нам понадобится вода и растительное масло. Налейте немного воды и масла в емкость и размешайте их ложкой. Что вы наблюдаете? Смешалась ли вода и масло?
Дети:
ответы детей, вывод делают самостоятельно: как бы не смешивали масло с водой, даже после перемешивания они снова разделяются.
Воспитатель:
(дополняет вывод детей)
Слой масла находится на поверхности воды. Это происходит потому, что частицы масла и частицы воды отталкиваются друг от друга. Смесь жидкостей, которые не смешиваются, называется - эмульсия.
Воспитатель:
Возьмите тарелочку с сахаром. А вы знаете, как называется такой сахар?
Для этого опыта нам понадобятся вода и мука. Скажите мука - это жидкость или сыпучий материал?
Дети:
Сыпучий.
Скажите соль: это жидкость или сыпучий материал?
Как вы думаете, можно ли рисовать на жидких материалах: например на воде, на молоке?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Давайте проверим ваши предположения.
Нам понадобится: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.
Ход опыта:
В молоко поместим немного пищевого красителя. Как вы думаете, что будет происходить? (выслушивает предположения детей, вместе с детьми наблюдают за изменениями, происходящими с молоком: молоко начинает двигаться, получаются узоры, полоски, закрученные линии). Попробуйте добавить другой цвет и подуть на молоко (дети комментируют свои наблюдения, делают выводы). А теперь попробуйте ватную палочку обмакнуть в средство для мытья посуды и опустить в центр тарелки. Что мы видим? (Объяснения детей: красители начинают быстро двигаться, перемешиваться, образуют круги. В тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна).
Последний год в детском саду является переходным этапом к школьному обучению. У детей 6–7 лет происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, появляется интерес к сложным играм с распределением ролей и выполнением правил. Старшие дошкольники любознательны, эмоционально восприимчивы, стремятся проявлять инициативу в умственном и практическом экспериментировании.
Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Формирование у ребёнка исследовательских навыков и способность самостоятельного поиска информации - цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду согласно ФГОС. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность. Способность ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного или пока малоизученного объекта и находить ответ свидетельствует о высоком уровне умственного и психического развития будущих первоклассников.
Познавательно-исследовательская деятельность воспитанников подготовительной группы становится более самостоятельной
Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.
Л. С. Выготский
«Воображение и творчество в детском возрасте»
Разрабатывая систему занятий по исследовательской деятельности в подготовительной группе, воспитатель учитывает возрастные особенности детей 6–7 лет:
Старшие дошкольники уже имеют успешный опыт выступлений перед аудиторией
Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников в детском саду направлена на решение ряда задач:
Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира (НОД), формированию элементарных математических представлений (ФЭМП), подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных занятиях.
Например, изучение различий гласных и согласных звуков можно начать с проведения исследования: «Произнесите звуки [а], [о], [у], [и]. Открыт ли рот? Где находится язык? Как проходит голос?» (Свободно). «Теперь произнесите звук [б]. Рот был открыт? Произнесём звук [р]. Где находится язык? Как проходит голос?» (Встречается препятствие - губы, зубы). Формулируется вывод исследования: при произнесении согласных звуков голос встречает на пути какую-либо преграду, при произнесении гласных - проходит свободно.
Ребята получают новые знания также во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. Старшие дошкольники участвуют в длительных исследованиях, наблюдая за изменениями объекта: рост растений, изменение осадков в зависимости от температурных условий, движение светил в течение года, фазы Луны.
Результаты экспериментов удивляют дошкольников, поэтому они стремятся проводить опыты снова и снова
Воспитателю необходимо создать условия, в которых дети смогут проявить свои исследовательские способности:
Интерес поддерживается успехом, к успеху ведёт интерес. А без успеха, без радостного переживания победы над трудностями нет интереса, нет развития способностей, нет обучения, нет знания.
В. А. Сухомлинский
Внимание и интерес детей поддерживаются посредством различных форм организации исследовательской деятельности. Воспитанников подготовительной группы увлекают такие формы работы, как:
Проведение наблюдений за солнцем потребует наличия у воспитанников солнцезащитных очков
Старших дошкольников интересуют модели и макеты реальных объектов
Изготовление коллекции семян поможет ребятам закрепить знания об овощных культурах
Опыты с водой - одни из самых любимых у дошкольников
Дошкольники с удовольствием включаются в работу по созданию макетов объектов исследования
Победителям конкурса исследовательских проектов вручаются грамоты и призы
Для проведения экспериментов с некоторыми материалами дошкольникам могут потребоваться фартуки и маски
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ находит своё воплощение в следующих видах активности дошкольников:
Например, на занятии «Что такое воздух?» в подготовительной группе раскрытие образовательных областей реализуется в проведении эвристической беседы и опытов («Познание»), физкультминутки «Надувные игрушки» («Физическое»), проговаривании плана исследования и обсуждении результатов («Речевое»), создании аппликации «Ветер колышет деревья» («Художественно-эстетическое»).
Участие в экологических акциях учит дошкольников заботиться о родной природе
Согласно нормам СанПиН занятие НОД в подготовительной группе проводится в первой половине дня (лучше в середине недели, когда умственные способности находятся на пике активности) и длится не более получаса. Проводить наблюдения с исследовательской направленностью можно во время утренней или вечерней прогулки в течение 7–15 минут.
Формы детской деятельности должны быть разнообразными. В подготовительной группе достаточно одного задания на физическую активность (зарядка, танцевальная разминка или подвижная игра). В качестве смены деятельности проводятся музыкальные паузы, просмотр мультипликационного эпизода по теме занятия, коллективное заучивание поговорок, стихотворных отрывков.
Духовную полноту и насыщенность жизни может дать только широкое, разностороннее образование, пытливое познание мира, активное стремление к знанию, радость знания.
В. А. Сухомлинский
«О воспитании»
Проведение опытов с надувными шарами наглядно демонстрирует дошкольникам, что воздух имеет вес
В подготовительной группе воспитатель даёт словесные инструкции и описания к выполнению опытов, дети учатся выполнять исследование по графической схеме. Прямой показ используется для демонстрации сложных опытов и в индивидуальном порядке для ребят, испытывающих затруднения. Старшим дошкольником предлагаются задания на прогнозирование результатов исследования и фиксирование полученной информации. Ребята работают над созданием гербариев и коллекций, ведут дневники погоды и опытных наблюдений, заполняют карточку эксперимента, дополняют символами пустой шаблон схемы опыта.
Этап исследования | Пример хода детского экспериментирования |
Постановка вопроса | Мотивационное начало занятия. Дети получили видеописьмо от сказочного персонажа, в котором он говорит, что видел, как ребята проводили опыты на плавучесть различных материалов. Дошкольниками было установлено, что железо тонет. Персонаж интересуется, а все ли предметы из металла, тонут, например, корабли. Воспитанники формулируют вопрос: «Почему не все железные предметы тонут в воде?». |
Целеполагание | Воспитанники предлагают варианты решения проблемы, приходят ко мнению, что за плавучестью различных предметов из металла нужно понаблюдать в лаборатории. |
Выдвижение гипотез | Ребята размышляют, каким образом можно определить условия плавучести железных предметов (провести эксперимент с опусканием на поверхность воды различных по объёму и форме объектов, сделанных из одного материала). |
Проверка гипотезы | Экспериментирование в лаборатории с железной пластиной, кубиком, бруском, шариков, миской, корабликом. |
Анализ полученных результатов | Дети увидели, что одинаковые по весу металлические предметы по-разному ведут себя при погружении в воду (меньшие по объёму тонут, с большим размером плавают на поверхности, обладают плавучестью). |
Подведение итогов исследования, формулирование выводов | Не тонут в воде те металлические предметы, общая плотность которых меньше плотности воды. |
Дошкольники на практике ищут ответ на вопрос, почему одни металлические предметы тонут в воде, а другие плавают
От того, в какой мере ребёнок заинтересован темой занятия, зависит его инициативность в непосредственно исследовательской работе. Воспитатель увлекает ребят наводящими вопросами, рассматриванием необычного наглядного материала. Стимулируют заинтересованность проблемные ситуации, элементы игры, сюрпризные моменты. Прогнозируя положительное восприятие начального этапа, педагог выстраивает занятие в общей направленности (помощь сказочному персонажу, путешествие по неизведанному миру, поиск ответа на важный вопрос).
Необычный наглядный материал можно использовать в начале занятия, что активизирует познавательную деятельность дошкольников
От мотивации и эмоционального настроя дошкольников в начале занятия во многом зависит итоговый результат исследовательской деятельности.
Тема познавательного исследования | Вариант мотивирующего начала занятия |
Формирование представлений о природном явлении - извержении вулкана (занятие «Огнедышащая гора - вулкан»). |
|
Расширение представлений о свойствах твёрдых материалов: древесина, пластмасса, пенопласт, металл, бумага, ткань, резина (занятие «Путешествие на остров»). |
|
Знакомство с экологической проблемой загрязнения воздуха и её возможными последствиями для природы и человеческого организма (занятие «Мы исследователи»). | Проведение эвристической беседы:
|
Тема занятия | Задачи исследования |
| Расширение представлений о свойствах воды, её формах (жидкой, твёрдой, газообразной) и условиях перехода от одной формы к другой. |
| Формирование представлений об условиях роста растений. |
«Невидимый и близкий» | Расширение представлений о свойствах воздуха, его значении для жизни на Земле. |
«Откуда берётся звук?» | Формирование представлений о колебании предметов. |
|
|
«Зеркало, зеркало» | Расширение представлений о свойствах зеркал и их использовании. |
«Почему двигаются предметы?» | Знакомство с понятиями «тяга» и «сила трения». |
«Почему не тонет корабль?» | Знакомство с зависимостью плавучести предметов от формы, размера, веса. |
«Сахар» | Расширение представлений о свойствах сахара, способах его получения и использования. |
«Соль» | Расширение представлений о свойствах соли, способах её добывания и применения. |
«Клей» | Знакомство с различными видами клея (ПВА, силиконовый, моментальный) и их свойствами. |
«Цемент» | Знакомство со свойствами цемента и способами его использования. |
| Знакомство с понятием «экологическая проблема». |
«Измерение длины предметов» |
|
| Знакомство с природными объектами при помощи изучения макетов. |
|
|
Воспитанникам подготовительной группы вполне можно доверить работу с микроскопом
Конспект занятия НОД и интегрированного занятия с исследовательской направленностью разрабатывается педагогом с учётом возрастных особенностей воспитанников и обязательным включением физических и игровых элементов. Занятие с исследовательской направленностью в подготовительной группе длится 30 минут и состоит из следующих компонентов:
Тема занятия | Организационный момент | Мотивирующее начало | Проговаривание этапов исследования (планирование) | Физическая активность | Практическая работа | Фиксирование результатов | Подведение итогов |
«Путешествие в Эру динозавров» | 1 минута. |
| 2 минуты. | Подвижная игра «Динозаврики». 3 минуты. | Изучение различных видов динозавров (по фигуркам и материалам иллюстрированной энциклопедии). 13–15 минут. | Распределение (классифицирование) картинок с динозаврами на карточке по подгруппам: травоядные и хищные; плавающие, сухопутные, летающие. 1–2 минуты. | 1 минута. |
«Листья жёлтые над городом кружатся» | 1 минута. | Сюрпризный момент. В группу приходит белочка (роль исполняет воспитанница старшей группы) и просит помочь ей в ответе на вопрос: «Почему листья на деревьях в лесу стали желтеть и опадать?». 3 минуты. | 2 минуты. | Физкультминутка «Дерево всё выше». 2 минуты. | Исследование листьев деревьев при помощи микроскопа (наличие и отсутствие хлорофилла). 14 минут. | Оформление страницы гербария. 2 минуты. | 1 минута. |
«Берегите воду!» | 1 минута. |
| 3 минуты. | Зарядка «Капельки - бух! Капельки - прыг!». 2 минуты. | Опытная деятельность по очистке воды. 15 минут. | Заполнение карточки исследования. 1 минута. | 1 минута. |
Изучение видов динозавров перенесёт дошкольников в удивительный мир доисторической природы
Автор | Ковалевская Н. Н., воспитатель МБДОУ Д/с «Радуга», г. Исилькуль, Омская область. |
Название | «Гербарий. Деревья на участке детского сада» |
Цель | Расширять и обогащать знания детей об особенностях осенней природы и деревьях на участке детского сада. |
Задачи |
|
Предварительная работа |
|
Формы организации деятельности |
|
Материалы |
|
Ход занятия | Мотивационный этап. В.: Мы с вами в течение месяца очень хорошо потрудились. Мы изучили строение листа, узнали, почему осенью листопад. Что ещё мы с вами сделали? (Собрали листья для гербария). Мы потрудились как настоящие учёные-исследователи. Как вы думаете, мы всё сделали? (Нет, не всё, учёные свои исследования записывают в специальные книги - энциклопедии). А мы можем создать небольшую энциклопедию о деревьях нашего участка? Что нам для этого понадобится? (Ответы детей). Основной этап. В.: Прежде чем приступить к работе, повторим, что мы знаем о деревьях и листопаде.
Итоговый этап.
|
Предлагаем ознакомиться с опытом проведения занятий в ДОУ по исследовательской деятельности и экспериментированию с детьми 6–7 лет.
Для оценивания результатов и эффективности познавательно-исследовательской деятельности воспитанников педагогом проводится диагностика по следующим критериям:
Педагог оценивает степень самостоятельности воспитанника при проведении опытов, умение формулировать выводы
О высоком уровне познавательно-исследовательской деятельности свидетельствует наличие устойчивой мотивации к решению проблемных ситуаций и поиску ответов на поставленные вопросы, самостоятельное построение алгоритма исследования и проведение практической работы (опытов), грамотная формулировка полученных сведений, правильное построение выводов. Ребёнок с развитым исследовательским типом мышления проявляет инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения наблюдений, не боится выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, доводит начатое до конца с целью получения соответствия озвученной гипотезе или опровержения её.
Для выявления отношения воспитанников к экспериментальной деятельности и определения уровня овладения исследовательскими навыками воспитатель может предложить детям вести специальный журнал, в котором фиксируются результаты проделанной работы. Вместе с тем педагогу рекомендуется вести диагностические карты на каждого воспитанника, в которые он заносит данные собственных наблюдений за исследовательской активностью детей.
Диагностика может проводиться и в форме индивидуальной беседы с использованием специальных заданий
Педагог ДОУ постоянно совершенствует своё профессиональное мастерство, повышает квалификацию и развивается. Занимаясь самообразованием по теме развития познавательной деятельности старших дошкольников, воспитатель изучает методы и подходы по созданию условий для формирования у детей основ познавательного, интеллектуально-личностного и творческого развития.
Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами.
К. Чуковский
Большое внимание педагог должен уделить созданию условий для детского экспериментирования. В помещении группы организуется исследовательский уголок или центр науки. Возможна подготовка отдельной комнаты для функционирования кружка по познавательно-исследовательской деятельности. В исследовательском уголке или лаборатории должно быть выделено место для демонстрации проектов воспитанников или для тематических выставок. Для хранения познавательной литературы, материалов для опытов и приборов выделяются стеллажи, доступ к которым будет открыт всем ребятам. Для проведения опытов продумывается место: демонстрационный стол, ученические парты и стульчики. Наглядно должны быть представлены правила техники безопасности при проведении опытов (например, в виде плаката).
При возникновении у ребят затруднений при проведении опытов педагог всегда приходит на помощь
Этап работы по самообразованию | Содержание деятельности |
Теоретический этап |
|
Практический этап | Осуществляется внедрение в практику подготовленной теоретической базы. Педагогом организуются занятия по исследовательской деятельности в соответствии с учебным планом в первой половине дня или открывается кружок по дополнительному образованию. В течение учебного года воспитатель проводит тематические собрания или консультации для родителей, в которых знакомит их с задачами экспериментальной деятельности и показывает достигнутые детьми результаты. Педагог должен стремится привлекать детей к проектной деятельности, участию в городских и региональных конкурсах. О результативности работы воспитатель сообщает на педсоветах, семинарах и круглых столах для коллег. |
В исследовательском уголке размещаются различные материалы для проведения опытов Материалы исследовательского уголка должны находиться в свободном доступе детей При работе в мини-лаборатории обязательно соблюдение техники безопасности При организации исследовательского уголка важно предусмотреть пространство, где дети будут работать с материалами Работа с микроскопом требует аккуратности, но оставляет у детей незабываемые впечатления В опытной лаборатории могут заниматься не все дети, а только наиболее мотивированные Педагог обязательно знакомит воспитанников с оборудованием исследовательского кружка
Образование - высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность - учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.
Щербинина Ольга Анатольевна
Должность:
Воспитатель
Учебное заведение:
МБОУ "Подгороднепокровской СОШ"
Населённый пункт:
с.Подгородняя Покровка,Оренбургского района
Наименование материала:
Методическая разработка
Тема:
"Картотека познавательно–исследовательской деятельности детей"
Дата публикации:
13.02.2019
Раздел:
дошкольное образование
Картотека
познавательно–исследовательской деятельности детей
(подготовительная группа)
Подготовила воспитатель МБОУ
«Подгороднепокровской СОШ»
Щербинина Ольга Анатольевна
« Летающие семена»
Цель : познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.
Ход: Дать детям по одному «летающему» семени и одному «не летающему».
Предложить поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба
семени из рук (например: фасоль и семена клена).
Вывод: семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает
семенам перемещаться.
«Потребность растений в воде»
Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста
растений. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать
логические умозаключения.
Ход: Из букета выбрать один цветок, нужно оставить его без воды. Через
некоторое время сравнить цветок, оставшийся без воды, и цветы в вазе с
водой: чем они отличаются? Почему это произошло?
Вывод: вода необходима растениям, без нее они погибают.
«Как вода поступает к листьям»
Цель : на опыте показать, как вода двигается по растению.
Ход: Срезанную ромашку помещают в воду, подкрашенную чернилами или
краской. Через несколько дней разрезают стебель и видят, что он окрасился.
Расщепляют стебель вдоль и проверяют, на какую высоту поднялась
подкрашенная вода за время эксперимента. Чем дольше простоит растение в
красителе, тем выше окрашенная вода поднимется.
Вывод: вода поднимается вверх по растению.
«Солнце высушивает предметы»
Цель : наблюдать за способностью солнца нагревать предметы. Развивать
любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы.
Ход: Повесить на солнечном участке выстиранное кукольное белье,
понаблюдать, как за время прогулки оно высохнет. Потрогать кирпичи, из
которых выстроено здание детского сада на солнечной стороне и теневой
Вывод: солнце нагревает предметы.
«Передача солнечного зайчика»
Цель : показать на примере, как можно многократно отразить свет и
изображение предмета. Развивать познавательную активность детей в
процессе проведения опытов.
Материал: зеркала.
Ход: В солнечный день дети рассматривают «солнечный зайчик». Как он
получается? (Свет отражается от зеркала). Что произойдет, если в том месте
на стене, куда попал «солнечный зайчик», поставить еще одно зеркало? (Он
отразится еще раз)
«Радуга»
Цель : познакомить с радугой как природным явлением. Воспитывать
Материал: таз с водой, зеркало.
Ход: Видели ли вы когда-нибудь радугу после дождя? А хотите посмотреть на
радугу прямо сейчас?
Воспитатель ставит зеркало в воду под небольшим углом. Ловит зеркалом
солнечные лучи и направляет их на стену. Поворачивает зеркало до тех пор,
пока не появится радуга на стене. Вода выполняет роль призмы, разлагающей
белый цвет на его составляющие. На, что похоже слово «радуга»? Какая она?
Покажите дугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она
кажется кругом.
«Воздух невидим»
Цель : познакомить со свойствами воздуха – не имеет определенной формы,
распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха.
Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования,
устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.
Ход: воспитатель предлагает взять (последовательно) ароматизированные
салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи,
распространяющееся в помещении.
Вывод: воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.
«Движение воздуха»
Цель : показать, что можно почувствовать движение воздуха. Воспитывать
интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать
развивать логическое мышление, воображение.
Ход: Предложить детям помахать рукой у лица. Каково ощущение? Подуть на
руки. Что почувствовали?
Вывод: воздух не невидимка, его движение можно почувствовать, обмахивая
«Буря»
Цель : доказать, что ветер это движение воздуха. Развивать познавательную
активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе,
активизировать речь и обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный,
невидимый).
Ход: Дети делают парусные кораблики. Опускают их в емкость с водой. Дети
дуют на паруса, кораблики плывут. Большие корабли тоже движутся
благодаря ветру.
Вопросы: Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень
Вывод: Ветер – это движение воздуха.
«Рассматривание песка через лупу»
Цель : определение формы песчинок. Способствовать формированию у детей
познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную
деятельность.
Материал: песок, черная бумага, лупа.
Ход: Из чего состоит песок?
Из очень мелких зернышек – песчинок. Они круглые, полупрозрачные. В
песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам.
«Песчаный конус»
Цель : познакомить со свойством песка – сыпучестью. Способствовать
Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, чтобы он падал
в одно место.
Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и
занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в
одном месте, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на
Вывод: песок – сыпучий материал.
«Свойства мокрого песка»
Цель : познакомить со свойствами песка. Способствовать формированию у
детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную
деятельность.
Материал: песок, формочки.
Ход: Засыпать сухой песок в формочку и перевернуть, что получится?
Просыпать песок струйкой на ладонь. Затем песок намочить и проделать те
же операции.
Вывод: мокрый песок может принимать любую форму, пока не высохнет.
Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и они слипаются.
«Состояние почвы в зависимости от температуры»
Цель : выявить зависимость состояния почвы от погодных условий.
Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать
наблюдательность, мыслительную деятельность.
Ход: В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать ее
руками: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), светло-
коричневая. Воспитатель поливает землю из лейки, предлагает опять
потрогать ее, рассмотреть (земля потемнела, стала мокрой, липкой,
склеивается в комочки, от холодной воды почва стала холоднее)
Вывод: изменения погодных условий приводит к изменению состояния
«Вода и снег»
Цель : закрепить знания о различных состояниях воды. Способствовать
формированию у детей познавательного интереса, развивать
наблюдательность, мыслительную деятельность.
Ход: Внести в группу снег и лед – что быстрее растает?
В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье
Вывод: рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лед растает
последним.
«Таяние снега»
Цель : познакомить детей со свойствами снега. Воспитывать интерес к
экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать
логическое мышление, воображение.
Ход: Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку.
Принести в группу и поставить в теплое место. Снег растает, образуется вода.
Обратить внимание детей на то, что вода грязная.
Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.
«Защитные свойства снега»
Цель : познакомить со свойствами снега. Развивать наблюдательность, умение
сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес
детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-
следственную зависимость, делать выводы.
Ход: Поместить баночки с одинаковым количеством воды на поверхность
сугроба, зарыть неглубоко в снег. Зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за
состоянием воды в баночках.
Вывод: Чем глубже будет находиться баночка в снегу, тем теплее будет вода.
Корням под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.
«Замерзание воды»
Цель : закреплять знания детей о свойствах воды. Воспитывать
познавательный интерес к миру природы.
Ход: Налить воду в ведерко и на поднос. Вынести на холод. Где вода быстрее
замерзнет? Объяснить, почему вода на подносе замерзает быстрее.
«Прозрачность льда»
Цель : познакомить со свойствами льда. Развивать любознательность,
расширять кругозор. Учить детей делать выводы в ходе
экспериментирования, делать логические умозаключения.
Ход: В прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и
поставить на холод. Рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие
предметы.
Вывод: предметы видны через лед потому, что он прозрачен.
«Уличные тени»
Цель : показать детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света
и предмета, их взаиморасположение. Развитие познавательного интереса
детей в процессе экспериментирования, установления причинно-
следственных связей, умение делать вывод.
Ход: Рассматривание теней от разных предметов. Когда появляется тень?
(когда есть источник света). Что такое тень? Почему она образуется? (это
темное пятно, она образуется тогда, когда световые лучи не могут пройти
сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее)
Вывод: тень появляется при наличии света и предмета; очертание предмета и
тени схожи; чем выше источник света, тем короче тень, чем прозрачней
предмет, тем тень светлее.
« Измерение размеров изображения с помощью различных линз»
Цель : познакомить с оптическим прибором – линзой; сформировать
представления о свойстве линзы увеличивать изображения. Учить детей
делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические
умозаключения.
Материал: лупы, очки, различные предметы: перышки, травинки, веточки.
Ход: рассматривание лупы, наблюдение за изменениями размеров предметов
и изображений через лупу.
Вывод: при рассмотрении предметов их размеры увеличиваются или
уменьшаются в зависимости от того, какая используется линза.
«Веселые кораблики» (плавучесть предметов)
Цель : учить отмечать различные свойства предметов. Развивать
познавательную активность детей в процессе проведения опытов.
Ход: Воспитатель вместе с детьми опускает в воду предметы, сделанные из
разных материалов (деревянные брусочки, палочки, металлические
пластины, бумажные кораблики). Понаблюдать, какие предметы тонут, а
какие остаются на плаву.
Вывод: не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они
Конспект НОД в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности «Береги своё здоровье!»
Выполнил: воспитатель МАДОУ «Д/С №18» Погребная Е.Ю.
Цель : развивать познавательный интерес ребёнка к своему здоровью.
Задачи : развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать; развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования. Учить устанавливать причинно-следственные связи, умению делать выводы. Воспитывать эмоционально-ценное отношение к окружающему миру.
Материал : цветные иллюстрации, воздушный шарик, магнитная доска.
Воспитатель : Ребята, а у вас сегодня хорошее настроение? (ответы детей) И у меня тоже хорошее настроение? А догадались почему? (ответы детей) Самым главным из всего того, что вы перечислили является - здоровье! А вы знаете, где прячется здоровье?
Воспитатель : Сегодня мы с вами найдем ответ на вопрос: «Где прячется здоровье?» Присаживайтесь поудобнее и послушайте легенде:
«Давным-давно, на горе Олимп, жили-были боги. Создавали они моря и горы, леса и океаны… Стало богам скучно, и решили они создать человека и заселить нашу планету Земля. Стали решать: каким должен быть человек?
И решили боги спрятать самое главное, что есть у человека – здоровье. Стали думать и решать: куда бы спрятать здоровье? Предлагали спрятать здоровье за высокие горы, в синее море. А один из богов предложил: здоровье нужно спрятать в самого человека.
Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов – ЗДОРОВЬЕ.
Значит, здоровье то оказывается, спрятано и во мне, и в тебе, и в тебе, и в каждом из нас. Ребята, а вы чувствуете себя здоровыми? Послушайте себя. Что значит быть здоровым? А как ты считаешь? А ты здоров? Почему? (ответы детей)
Я вам открою секрет! Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков, эти лучики живут в каждой клеточки вашего организма.
Первый лучик вашего здоровья – это сила! Каких людей вы считаете сильными? (ответы детей). А где прячется сила? (ответы детей). Сила прячется в мышцах. Проверьте ваши мышцы. Сильные ли они? Что необходимо сделать, чтобы мышцы были сильными? (ответы детей). Нужно делать зарядку, поднимать гири, отжиматься от пола. Пословица: Сила укрепляет здоровье человека.
Вот и первый лучик! (выставляю иллюстрацию - физкультурники)
Чтобы узнать второй лучик, я покажу вам фокус. (из воздушного шара выпустить воздух). Что произошло в шарике? (ответы детей). Что за невидимка сидел в шарике? (ответы детей). Правильно – воздух!
Без дыхания жизни нет, Без дыхания меркнет свет, Дышат птицы и цветы, Дышим он, и я, и ты!
Давайте, проверим это!
Опыт:
Попробуйте глубоко вдохнуть в себя воздух.
Закройте ладошкой рот и нос.
Что вы ощущаете? (ответы детей). Почему не смогли долго быть без воздуха? (ответы детей).
Правильно! Это каждая клеточка нашего организма взбунтовалась и потребовала воздух. Без воздуха мы погибнем. А где чище воздух? (ответы детей). Чтобы нам отправиться на «улицу», нужно одеться. Одеваемся!
ФИЗМИНУТКА
Нам купили варежки, и конечно валенки. Шубку тёплую оденем, шапку по теплее. И пойдем гулять скорее… Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым. Поднимай скорее ножку, проложи другим дорожку. Мы шагали, мы шагали, наши ноженьки устали. Мы немного отдохнем и потом играть пойдём!
Воспитатель : Дышим носом, дышим правильно. Ребята, что входит в состав воздуха? (ответы детей).
В состав воздуха входит кислород, который выделяют растения. Воздух, который богатый кислородом – это чистый воздух Дышится легче всегда в лесу, особенно в хвойном. А кто скажет – почему? (ответы детей). В хвойных лесах содержится много летучих веществ – фитоцидов, эти вещества убивают вредных микробов.
Второй лучик здоровья – воздух! (иллюстрация деревьев)
Поговорим о третьем лучике здоровья – полезной еде. Зачем человеку еда? Еда – это топливо организма, в еде содержаться витамины. Без еды человек слабеет, у него плохое настроение, бледная кожа. Ребята, а вы умеете выбирать полезные продукты? Сейчас проверим!
Дидактическая игра «В магазин за продуктами»
Молодцы! Умеете выбирать полезные продукты!
Беседа о витаминах, содержащихся в овощах, фруктах, продуктах, полезных для организма человека.
Следующий лучик – вода!
Почему вода – это здоровье? (ответы детей)
Пословица: Чистота – залог здоровья.
Чтобы быть здоровым, нужно соблюдать режим дня, мыть руки перед едой, закаляться и быть в хорошем настроении.
Пусть болезни все отступят и здоровье крепким будет!
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему: «Академия чудес»
Цель: Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.
Воспитание интереса детей к экспериментальной деятельности.
Создание эмоционально-положительного настроя детей.
В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья
Мы сейчас пойдем направо
А теперь пойдем налево
В центр круга соберемся
И на место все вернемся
Все друг другу улыбнемся,
Все в сборе-дети, взрослые
Мы можем начинать
Но прежде надо дружно
Всем здравствуйте сказать.
Здравствуйте, дорогие ребята. Я старший лаборант. Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию «Академия чудес». Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)
Лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. Так что такое эксперименты? Эксперименты - это опыты, кото рые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают). Я приглашаю вас стать моими помощниками. Мы с вами сегодня научимся творить чудеса, и в конце обучения вы получите дипломы нашей академии. При проведении экспериментов ученые записывают, зарисовыва ют все, что происходит. Мы тоже будем с вами проводить экспе рименты и будем все записывать в свои научные тетради. При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: и ос трыми, и стеклянными и для этого необходимо соблюдать правила безопасности. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?
1. Внимательно слушать старшего лаборанта.
2. Точно выполнять указания
3. Аккуратно работать с оборудованием.
4. В конце опытов делать выводы
Сейчас я повешу картинки, чтобы не забывать.
Не будем терять время, начнем! Я приглашаю вас к первому опытному столу «Волшебница Водица».
Самое удивительное вещество на земле – вода. Вы с водой хорошо знакомы: не раз шлёпали под дождём, разбрызгивая лужи, плескались в речке. Но давайте приглядимся к ней получше – познакомимся со свойствами этого необыкновенного вещества.
Всем известно вода является хорошим растворителем, но не все вещества растворяются в воде. Давайте проверим это.
«Растворение веществ»
Материал: сахар, соль, мука, растительное масло.
В стаканах смешиваем воду с сахаром, солью, мукой и маслом. Делаем вывод: вода растворяет сахар и соль, с мукой смешивается, а масло не растворяется в воде и не смешивается с водой.
"Звенящая вода"
Воспитатель: -Ребята, посмотрите что у меня на столе бокалы с водой.
Воспитатель: - Могут ли эти бокалы звучать?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: - Бокалы могут звучать. Как заставить бокалы звучать?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: -Давайте постучим пальчиком, предметами, которые находятся у вас на столе. Какой звук?
Дети: Глухой.
Воспитатель: - как сделать звук звонче?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: -Давайте попробуем услышать звук, используя палочки с шариком на конце
Дети: звонкий.
Воспитатель: -Одинаковый ли получается звук?
Дети: одинаковый
Воспитатель: - Потому что в бокалах одинаковое количество воды. А сейчас мы отольём и дольём воды в стаканы. Проверим звучание.
Дети: разное.
Воспитатель: -Что влияет на звон?
Дети: На звон влияет количество воды.
«ПИЗАНСКАЯ БАШНЯ»
Нам понадобится: глубокая тарелка, пять кубиков сахара, пищевой краситель, стакан питьевой воды.
Постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведите немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно вылейте немного жидкости в тарелку (не на башню!). Понаблюдайте, что происходит. Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет.
Вывод: вода является хорошим растворителем. Молекулы воды проникают в сахар и распространяются среди его молекул, смешиваясь с ними (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне.
А сейчас в нашей «Академии чудес» - переменка. Предлагаю разминку.
Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаем приседать.
Влево-вправо повернулись
И друг другу улыбнулись.
Наклонились вперёд,
А теперь наоборот.
И ещё разок вперёд
И опять наоборот.
Потянулись, удивились
И на место возвратились
Я приглашаю вас ко второму столу «Невидимка – воздух».
Предлагаю отгадать загадку
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это? (воздух)
Правильно, это воздух. Для чего нужен воздух? (чтобы дышать)
Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
Что мы с вами вдохнули? (воздух)
А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.
Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо)
Какой вывод можно сделать?
Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.
Опыт с водой и трубочкой.
Для следующего опыта нам понадобится стакан с водой и трубочка. Опустите в стакан с водой трубочку и подуйте в нее.
Что происходит? (выходят пузырьки)
Как они появились?
Вот наше открытие: воздух есть и внутри нас. Мы дуем в трубочку и он выходит, но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Ребята, а на этом опытном столе находится какой-то необыкновенный камень, который притягивает к себе все металлические предметы. Как вы думаете, что за волшебный камень? (Ответы детей).
Правильно, это магнит. У вас на столе есть магнит. Возьмите его в руку и внимательно рассмотрите. Какой он на ощупь? (Ответы детей: холодный, твердый, тяжелый).
Всё ли притягивает магнит? У вас на столе лежат вперемешку предметы, разберите предметы таким образом: справа, положите все предметы, которые магнит притягивает, слева положите предметы, которые не реагируют на магнит. Как мы это проверим? (Ответы детей).
Что бы это проверить, надо провести магнитом над предметами. Приступаем!
Магниты – это кусочки железа, которые притягивают к себе некоторые предметы. Это явление называется - магнетизмом, а материалы магнетическими. Но не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом.
«Достань без помощи рук»
Действует ли магнит через другие материалы? (Ответы детей).
Ребята, а как достать скрепку без помощи рук? (Версии детей).
Давайте возьмём обычный стакан, опустим скрепку на дно. А затем надо вести магнит по внешней стороне стакана. (Дети выполняют)
Расскажите, что получилось? (Дети отвечают).
Что же двигало скрепку? (Дети отвечают)
Какой можно сделать вывод? (Дети отвечают)
Вывод: Магнитная сила проходит через пластик, стекло
«Противоположности притягиваются»
Воспитатель дает в руки два магнита.
Дети берут два магнита, проверяет, что они притягиваются друг к другу разными полюсами.
Что произошло? (Магниты со звонким стуком прилипли друг к другу)
Поднесите магниты друг к другу одинаковыми полюсами. Что видим? (Магниты «убегают» друг от друга).
Магниты окутаны невидимым "облаком", называемым полем. Это "облако" состоит из очень маленьких частичек, находящихся в непрерывном движении, как рой мелких мошек. Если два магнита приблизить друг к другу, то - в зависимости от их взаимного расположения - эти частички-невидимки (двигаясь определённым образом) будут стараться либо подталкивать магниты друг к другу, либо наоборот, отталкивать. У любого магнита два полюса: южный и северный. Разные полюса притягиваются, а одинаковые – отталкиваются.
А теперь ребята, я хочу пригласить вас в секретную лабораторию, где происходят удивительные превращения. Вы верите в то что на молоке можно рисовать? Если нет тогда давайте проведем опыт и посмотрим что произойдет.
«Рисуем на молоке»
Для опыта понадобится: тарелка, молоко, жидкое мыло, ватные палочки и краски.
Наливаем молоко в тарелку. Капаем по несколько капель краски в молоко. Обмакиваем ватные палочки в жидкое мыло и погружаем их в тарелку с молоком.
Вывод: при добавлении краски в молоко, на поверхности образуются красивые разливы от краски. При добавлении жидкого мыла, краска сбивается в полоски и образуют неожиданные рисунки на поверхности молока.
Ребята, а вы знаете что такое вулкан?
Ответы детей.
Вулкан - это гора, на вершине которой есть отверстие или трещина – это кратер, внутри вулкана проходит канал, называемый жерлом вулкана, по которому расплавленная масса горных пород - магма, поднимается. Когда во время извержения вулкана магма выходит на поверхность, она меняет свое название, становиться лавой. Но на поверхность земли выбрасывается не только лава, а еще много ядовитых газов, пепла и вулканических бомб. Хотите мы с вами устроим извержение вулкана, прямо здесь, в лаборатории?
«Вулкан»
Для опыта нам понадобится: пищевая сода – это порошок белого цвета, краситель – гуашь красного цвета, ложечки, и конечно же сами макеты вулканов.
А теперь приступаем к эксперименту: возьмем ложечки и с помощью них в «жерло» вулкана насыпаем соду, потом окрашиваем её, т.е. наливаем краски, всю смесь перемешиваем. И чтобы разбудить вулкан нам понадобится главный ингредиент – уксус, а так как это очень опасная жидкость, я попрошу вас надеть маски и добавлю его в наши вулканы и посмотрите, что же получается! Наши вулканы просыпаются и начинают извергать лаву.
Ну вот, ребята, обучение в нашей «Академии Чудес» окончено. И я вручаю вам дипломы. Теперь, когда вы стали настоящими учеными, я приглашаю вас на научный совет. Вспомните все проведенные опыты, и нарисуйте то, что больше всего вам запомнилось и понравилось. Удачи!
Сейчас в моде крупная рельефная вязка. Тёплая шапка с ушками для девочки вяжется крупной вязкой крючком. Мы уверены, что она придётся по душе вашему ребёнку. В комплекте с шапочкой можно связать и снуд такого же цвета. Наш подробный мастер-класс и схемы п
Уже совсем скоро землю накроет снежное покрывало и в воздухе запахнет новогодними праздниками. Если у вас во дворе дома или на даче растет хвойное дерево (сосна, ель, туя), тогда пришло время подумать об их праздничном убранстве. Не спешите бежать в магаз
Пасха — старинный православный праздник. По традиции, на этот праздник принято дарить крашеные или декоративные яйца и куличи. Украсить своими руками пасхальные яйца не так уж и сложно, особенно если вы умеете вязать. Игрушка-чехол для яичка станет приятн
Оригинальные игрушки легко создать из носков, остатков ткани. Посмотрите, как сшить игрушку-подушку, кота Басика, сделать развивающую доску. Оригинальные игрушки своими руками из носковПорадуйте детей, смастерите для них вот таких пупсов. Для этого вам по
Флисовые вещи являются одними из самых практичных и теплых, поэтому из флиса часто шьют детскую одежду, так как иммунитет у ребенка достаточно слабый, вследствие чего он больше всего подвержен простудным заболеваниям. Особенно уязвимы ножки малыша, которы