Сенсорный опыт и познавательное развитие дошкольников. Познавательное развитие детей дошкольного возраста

07.04.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

«Познавательное развитие детей дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь приобретают опосредствованный, знаковый характер, становятся высшими психическими функциями.

Остановимся на них более подробно.

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте . Ощущение и восприятие составляют процессы чувственного познания.

Восприятие – это отражение предметов, явлений, процессов и совокупности их свойств в их целостности при непосредственном воздействии этих предметов и явлений на соответствующие органы чувств.

В отличие от восприятия ощущение отражает лишь отдельные свойства предметов и явлений. В дошкольном возрасте восприятие стано­вится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск.

Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь – ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состо­яния различных объектов и отношений между ними.

В дошкольном возрасте для восприятия характерно сле­дующее:

– восприятие превращается в особую познавательную деятельность;

– зрительное восприятие становится одним из ведущих: воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму,

величину (освое­ние сенсорных эталонов);

– совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, пос­ледовательность событий.

Внимание . Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других.

Внимание – это психический процесс, условием которого является успешное осуществление любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение.

В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2– 3 предметами, оно становится более устойчивым. Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную).

В 4 – 5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием.

Развитие произвольного внимания связано с развитием речи, пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели, а также с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия.

Развитие послепроизвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели.

Особенности развития внимания в дошкольном возрасте:

– значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;

– складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;

– внимание становится опосредованным;

– появляются элементы послепроизвольного внимания.

Память . Л.С. Выготский считал, что в дошкольном возрасте ведущую роль начинает играть память, с развитием которой появляется возможность отрыва от наличной ситуации и наглядно – образное мышление.

У младших дошкольников память непроизвольная. Ре­бенок не ставит перед собой цели что – то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоми­нания. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связы­вать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании.

В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти. Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.

Особенности развития памяти в дошкольном возрасте:

– преобладает непроизвольная образная память;

– память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;

– словесно – смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;

– складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;

– формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;

– по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка с взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.

Мышление . Мышление – это процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Мышление в дошкольном возрасте характерно переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода – к словесному мышлению. Основным видом мыш­ления тем не менее является наглядно –образное, что соот­ветствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) по терминологии Жана Пиаже. Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрос­лой логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным. Складываются предпосылки таких качеств ума, как са­мостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы. Дет­ские вопросы – показатели развития любознательности. На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия. Опыт игровых и реальных взаимоотношений ребен­ка в сюжетно – ролевой игре ложится в основу особого свой­ства мышления, позволяющего стать на точку зрения дру­гих людей, предвосхитить их будущее поведение и в зави­симости от этого строить свое собственное поведение.

Особенности развития мышления в дошкольном возрасте:

– ребенок решает мыслительные задачи в представлении – мышление становится внеситуативным;

– освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;

– детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка;

– появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления;

– ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;

– возникают попытки объяснить явления и процессы;

– экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы;

– складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

Воображение . Под воображением понимают психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте.

Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого бедностью, смутностью и схематичностью образов. Ведь в основе образов воображения лежит комбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений еще недостаточно. На первых порах воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры.

Если для младших дошкольников опорой в игре выступают игрушки, то для средних и старших – выполнение взятой на себя роли. Особенно ярко проявляется роль наглядной опоры в воссоздании художественного текста.

Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка.

Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации. Важным моментом в целеполагании и планировании выступает оформление замысла и плана в речи. Включение слова в процесс воображения делает его осознанным, произвольным. Теперь дошкольник в уме проигрывает предполагаемые действия, рассматривает их последствия, понимая логику развития ситуации, анализирует проблему с разных точек зрения. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их созда­ния. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира.

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

– воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;

– оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;

– ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

– воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

Развитие речи . Речь – это процесс общения, опосредованный языком. В дошкольном возрасте происходит практическое овладение речью. Основные направления речевого развития в дошкольном возрасте:

– расширение словаря и развитие грамматического строя речи;

– феномен детского словотворчества как обогащение когнитивных и

языковых структур;

– убывание эгоцентризма детской речи;

развитие фонематического слуха и осознания словесного состава речи.

– развитие функций речи:

Речь как орудие общения. Речь как средство коммуникации сначала возможна только в наглядной ситуации (ситуативная речь). Позже возникает способность связной, контекстной речи, полноценно описывающей ситуацию, события, содержание фильма. На протяжении дошкольного детства приобретается способность понятно, адекватно выражать свои интенции. Круг их расширяется – от стремления выразить свои субъективные впечатления (типа не удовольствия или удивления) до многочисленных форм выражения заинтересованности в общении, организации взаимодействия, формулирования правил игры либо противостояния, самозащиты, отказа от контакта и т.п.;

– речь как орудие мышления, как средство перестройки психических процессов, средство планирования и регулирования поведения .

Таким образом, дошкольный возраст сенситивен для развития психических познавательных процессов.

Список литературы:

    Абрамова, Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический Проект, 2013. – 672 с.

    Выготский, Л. С.Психология развития человека. – М.: Смысл, 2010. –360 с.

    Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр Академия, 2011. – 336 с.

    Шаповаленко, И. В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2012. – 352 с.

    Эльконин, Д. Б. Детская психология. – М.: Педагогика, 2010. – 304 с.

Сенсорные основы познавательного развития ребенка и освоения основных видов деятельности. Накопление чувственного опыта, формирование обследовательских действий, освоение сенсорных эталонов в дошкольном детстве.

Этапы педагогической технологии. Роль дидактических игр в сенсорном развитии ребенка. Условия самостоятельного применения детьми сенсорных эталонов и обследовательских действий в разных видах деятельности.

Предметно-развивающая среда как условие организации сенсорного развития дошкольников.

Направления психолого-педагогической диагностики сенсорного развития ребенка: развитие моторики и зрительно-моторных координаций; зрительно-пространственное восприятие (нахождение образца из предложенных предметов (изображений), определение недостающего предмета или его части, различение направления в пространстве, определение местоположения); слуховое восприятие (различение на слух неречевых, музыкальных и речевых звуков, их воспроизведение); восприятие формы, величины, цвета (узнавание и называние основных сенсорных эталонов); тактильно-двигательные ощущения (определение на ощупь поверхностей предметов (объектов) различного качества).

Детское экспериментирование как способ познавательной деятельности.

Познавательная деятельность в дошкольном возрасте. Особенности проявления любознательности, познавательной активности и интересов в дошкольном детстве.

Детское экспериментирование как способ познавательной деятельности. Особенности детского экспериментирования (родство детского экспериментирования с игрой, с манипулированием предметами, служащими для детей важнейшими способами познания мира). Активно-преобразующий характер детского экспериментирования. Мотивы детского экспериментирования. Роль детского экспериментирования в развитии самостоятельности и творчества у детей дошкольного возраста. Развитие эмоциональной сферы ребенка в процессе экспериментирования.

Организация взаимодействия педагога и детей в процессе экспериментирования. Развитие самостоятельности детей в деятельности экспериментирования. Роль детских вопросов в организации детского экспериментирования. Организация опытов с детьми дошкольного возраста. Организация места для детского экспериментирования и опытов.

Педагогические основы развития художественного творчества у детей дошкольного возраста.

Понятия «творчество» и «воображение». Показатели и своеобразие проявления творчества в дошкольном возрасте. Идеи, подходы к развитию творчества у дошкольников (Л.С. Выготский, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Р.М. Чумичева, Е.И. Торшилова и др.). Развитие творческих способностей у дошкольников. Уровни и этапы развития детского творчества. Ориентиры современных образовательных программ в области развития детского творчества. Приемы и методы развития детского изобразительного творчества. Использование разных техник, творческое экспериментирование. Соотношение деятельности по собственному замыслу и по теме, предложенной педагогом.

Театрально-игровая деятельность игра как разновидность художественно-творческой деятельности дошкольников. Виды детского театра. Педагогические условия накопления и обогащения художественно-игрового опыта у детей дошкольного возраста. Развитие способности восприятия художественного образа и творческих художественно-игровых умений детей. Роль сотворчества воспитателя и детей в развитии творческой активности в театрализованных играх. Режиссерская позиция воспитателя в процессе организации театрализованных игр.

Тема проекта: Сенсорное развитие у детей младшего возраста через познавательно-исследовательскую деятельность.

Алиарстанова Е.Ю – воспитатель МДОУ № 51

Цель: Формирование предпосылок познавательно - исследовательской деятельности. Активизация желания искать пути решения проблемной ситуации с педагогом.

Задачи:

Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

Способность пристальному и целенаправленному расследованию объекта;

Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

Актуальность проекта

На четвертом году жизни у детей возникает наглядно-образное мышление. У детей появляется любопытство, они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы, что свидетельствует о важных достижениях:

Накопилась определенная сумма знаний;

Появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого;

Сформировалась потребность сопоставлять факты.

Ребенок видит пробелы в знаниях, но сам еще не может устанавливать простейшие отношения между фактами. Поэтому задача взрослого не сообщать знания в готовом виде, а помочь получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели, а взрослый помогает придумать методику, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия.

Паспорт проекта:

Проект по сенсорному развитию предназначен для детей младшего дошкольного возраста и реализован в МДОУ №51.

Тип проекта - познавательный, исследовательский, творческий

По числу участников – групповой

По времени проведения – долгосрочный (с октября 2017 г по март 2018 г)

По характеру контактов – в контакте с семьёй

Участники проекта: воспитатель, дети младшего дошкольного возраста, родители.

Предполагаемые результаты:

Предполагаемый продукт проекта : мероприятие для педагогов методического объединения «Волшебные губки»; фоторепортаж (составленного совместными усилиями детей и их родителей); рекомендации для педагогов по теме: « Формирование предпосылок познавательной исследовательской деятельности у детей младшего возраста»; рекомендации для родителей по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.

Этапы реализации проекта:

I этап.

Организационно – информационный:

Изучение научной и методической литературы;

Составление диагностических карт и проведение педагогической диагностики;

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;

Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта;

Выявление компетентности родителей и вовлечение их в процесс реализации проекта.

II этап.

Практический :

Реализация плана проекта;

Различные формы работы с детьми (экспериментирование, д/и, беседы, наблюдение, анализ, художественное слово;

Проведение итогового мероприятия;

Взаимодействие с родителями по реализации проекта (консультации для родителей, помощь родителей в изготовлении раздаточного и дидактического материала)

III Этап: Заключительный

Мини-выставка продуктов проекта;

Подведение итогов;

Заключительное мероприятие в рамках проекта.

Приложение №1

Перспективный план работы с детьми:

Месяц: Октябрь

Участники

Занятие по сенсорному развитию: «Цветные карандаши»

Цель: дать детям представление о том, что цвет – признак разнообразных предметов и может быть использован для обозначения.

«Цветная вода»

Цель: Знакомить детей с цветами.

Дидактическая игра:

«Найди такую же фигуру»

Цель: Учить находить нужную фигуру методом зрительного соотносения.

Исследовательская деятельность:

«Опыты шаром, кубом»

Цель: Познакомить с объемными геометрическими фигурами – шаром, кубом.

Занятие по сенсорному развитию:

«Веселые матрешки»

Цель: Познакомить с величиной предметов, с понятиями большой, маленький.

Дидактическая игра:

«Две коробки»

Цель: Закрепить знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения.

Приложение №2

Перспективное планирование и конспекты занятий.

Декабрь

1-я неделя

Тема №1: Занятие по сенсорному развитию: «Цветные карандаши».

Задачи:

3-я неделя

Тема №2: Исследовательская деятельность: «Цветная вода».

Задачи:

Январь

1-я неделя

Тема №1: Дидактическая игра: «Найди такую же фигуру»

Задачи:

3-я неделя

Тема №2:

Задачи:

Февраль

1-я неделя

Тема №1: Занятие по сенсорному развитию: «Веселые матрешки»

Задачи: Закреплять знания о величине в ходе практических действий с игрушками (использование методов в ходе практического примеривания и зрительного соотнесения).

3-я неделя

Тема №2: Дидактическая игра: «Две коробки»

Задачи:

Тема: «Цветные карандаши»

Задачи: Дать детям представление о том, что цвет – признак разнообразных предметов и может быть использован для обозначения. Учить сравнивать цвета по принципу «такой – не так такой», сортировать предметы по цвету.

Материалы: коробки, предметы одинаковые по цвету.

Словарная работа: красный, желтый, зеленый.

Перед началом занятия подберите разные предметы одинаковые по цвету (например: красный карандаш, красный помидор и т.д.) На стол положите три коробки, остальные предметы разложите перед коробками, чтобы дети могли рассмотреть все предметы перед собой. В начале занятия воспитатель вносит цветные карандаши для знакомства с ребятами. Карандаши пришли за помощью, чтобы дети помогли убрать все цветные предметы в коробки, которые лежат на столе. Не просто убрать, а разложить по цвету. Затем воспитатель каждому ребенку предлагает разложить предметы по цвету, группируя их. В конце карандаши благодарят ребят и обещают прийти в гости еще раз.

Тема: «Цветная вода».

Задачи: Познакомить детей с цветами. Выявить свойства воды (вода прозрачная, без запаха, может менять свой цвет, вкус).

развивать у детей интерес к экспериментированию с жидкостями, умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

Материалы: акварельные краски, кисточки, пластиковые стаканы и вода.

В расставьте на столе стаканы и наполовину наполните их водой. Обмакните кисточку в краску одного из основных цветов и разведите ее в стакане с водой. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание детей. Таким же образом разведите остальные краски. Раздайте детям краски, кисточки и стаканы с водой. Пусть дети выберут понравившиеся краски и разведу их в воде. Предложите ребятам взять другую краску и смешать ее в стакане. В конце экспериментирования вместе с ребятами сделайте вывод, что смешивая краски можно получить другой цвет.

Тема: «Найди такую же фигуру»

Задачи: Учить находить нужную фигуру методом зрительного соотносения. Учить детей группировать предметы по одному из сенсорных признаков, закреплять знания цвета. Развивать мелкую моторику рук.

Материалы: Два набора плоских геометрических фигур одного и разного цвета и размера.

Разложите на столе фигуры двух форм, например, квадраты и круги и предложите отобрать фигуры одной формы: «Вот тебе фигурка. Отбери все фигуры такой же формы. Что это за фигурки? Это круги». Постепенно можно увеличивать количество фигур, использовать фигуры разного размера и цвета, давать задание одновременно нескольким детям.

Тема: Исследовательская деятельность: «Опыты шаром, кубом»

Задачи: Познакомить с объемными геометрическими фигурами – шаром, кубом. Учить подбирать нужные фигуры с помощью обследования предмета по сенсорным признакам.

Материалы: шары и кубы.

Воспитатель показывает ребятам, как катится шар и предлагает ребятам потрогать шар и описать его. После этого воспитатель предлагает посмотреть как будет катиться кубик, кубик не катиться. И вместе с ребятами рассматривают кубик. И пытаются понять почему кубик не может катиться, как шар. Сравнивают шар и кубик. Воспитатель предлагает поиграть с ними, покатать шары друг другу, а из кубиков построить башню. В конце занятия дети помогают воспитателю убрать в коробки все кубики и шары.

Тема: «Веселые матрешки»

Задачи: Закрепить знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения. Учить детей объединять одинаковые (по цвету, величине) предметы в предметные множества по словесному заданию.

Материалы: Матрешки.

Привлечь внимание детей, тем, что в гости к ним пришли матрешка со своими подружками и предлагает ребятам поиграть с ней. Предложите детям разобрать матрешку и построить подружек в ряд, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой. Попросите детей показать, где самая маленькая матрешка, а где самая большая матрешка. Предложите ребятам закрыть глаза, в это время убрать матрешку, когда ребята откроют глаза, спросить какой матрешки не хватает. В конце занятия пусть ребята сами прособирают и разбирают матрешки на части.

Тема: «Две коробки»

Задачи: Закрепить знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения. Учить детей объединять одинаковые (по цвету, величине) предметы в предметные множества по словесному заданию.

Материалы: Две картонные коробки с прорезями для проталкивания предметов; большие и маленькие предметы (по 3-6 шт. каждого размера).

Раздайте детям большие и маленькие шарики одного цвета и предложите протолкнуть их в соответствующие прорези в коробках. Обратите внимание детей, что большие шары проталкиваются только в большие отверстия, а маленькие шарики можно протолкнуть в любое отверстие.

Приложение №3

Консультация для родителей на тему:

«Формирование предпосылок познавательной исследовательской деятельности у детей младшего возраста»

Ребенок с рождения является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает. Познавательно-исследовательская деятельность является одной из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника. В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребёнок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель и наставник, а равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Большое значение в развитии детей младшего возраста имеет развитие их познавательной активности. Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованности принятия информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Основные цели и задачи познавательно-исследовательской деятельности:

Развитие познавательных интересов детей; расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Знакомить детей с обобщёнными способами исследования разных объектов окружающей жизни. Стимулировать любознательность. Включать детей в совместные с взрослым практические познавательные действия экспериментального характера.

Младшая группа (от 3 до 4 лет)

Учить детей обобщённым способам исследования разных объектов окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий. Стимулировать использование исследовательских действий. Включать детей в совместные с взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.

Предлагать выполнять действия в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности. С помощью взрослого использовать действия моделирующего характера.

С вступлением в силу федерального государственного образовательного стандарта, познавательно-исследовательская деятельность, наряду с игрой становится наиболее актуальной формой организации деятельности дошкольников.

Организовывать познавательно-исследовательскую деятельность детей нужно с учетом:

Возрастных и индивидуальных особенностей детей

Интеграции содержания образовательных областей

Предметно-пространственной развивающей образовательной среды

Взаимодействия с семьей.

Основная цель – непрерывное накопление ребенком опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослыми при решение задач и проблем (познавательных, социальных, нравственных, художественно-эстетических, исследовательских и др.) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что станет основой формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.

Для того, чтобы познавательно-исследовательская деятельность успешно развивалась и осуществлялась в группах создаются уголки экспериментирования.

Оснащение уголка экспериментирования в младшей группе:

Природные материалы: песок, глина, земля, камни, жёлуди, шишки, фасоль, семена цветов;

Железо, резина, пластмасса, дерево;

Бросовый материал: кусочки ткани, кожи, меха, бумага разной фактуры, проволока, пробки, прищепки и т.п.

Сыпучие продукты: мука, соль, сахар, разнообразные виды круп.

Материалы для игр с мыльной пеной, красители – пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

Прозрачные ёмкости для воды разной формы, трубочки для коктейля, палочки, воронки;

Простейшие приборы и приспособления: лупы, зеркала, «чудесный мешочек», «подушечки» с крупами, контейнеры от «киндер-сюрпризов» с отверстиями;

Картотека опытов и экспериментов.

Весь материал расположен в доступном для детей месте.

У детей младшего дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление, поэтому наблюдения играют важную роль в системе подачи материала по познавательной деятельности.

Грамотно проведенная тематическая беседа с использованием иллюстраций, слайдов, макетов также способствует накоплению знаний о законах окружающего мира.

Опыты – один из интереснейших и любимых детьми вид деятельности, где переплетаются и беседы, и наблюдения. Еще опыты способствуют развитию таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, сравнение.

Использование проектной деятельности играет важную роль в развитии познавательно-исследовательской активности детей. Проектная деятельность подразумевает взаимодействие всех участников образовательного процесса: ребенок, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме исследовательского проекта раскрывает творческие способности детей, вовлекает родителей в воспитательный процесс.

Такой вид детской деятельности, как игра , позволяет в непринужденной форме проводить детскую исследовательскую деятельность.

Таким образом, наблюдения, беседы, опыты, игры и проектная деятельность способствуют развитию познавательно - исследовательской деятельности, любознательности, психических процессов: память, мышление, внимание, речь, восприятие, воображение.

В младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды, льда, снега, стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки; и др.

Проводим следующие эксперименты: «Лепим колобки» где дети получают представления о том, что из влажного песка можно лепить. Знакомим детей с тем, что вода бывает чистой и грязной, холодной и горячей, она необходима для жизни растений, животных и людей. Формируем умения узнавать предметы, сделанные из бумаги, дерева, ткани и пр. Знакомим с органами чувств и их назначением (глаза – смотреть, уши – слышать, нос – определять запах, язык – определять вкус, пальцы – определять форму, структуру поверхности), др. Постепенно привлекаем детей к прогнозированию результатов своих действий: «Что станет с водой, если добавить в стакан с водой гуашь?» "Что получится, если мы подуем на одуванчик? " и т. д.

Много ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдая за действиями членов семьи. Родители могут многое сделать для развития у детей познавательно-исследовательской деятельности, используя естественные ситуации (по дороге домой, дома на кухне, в магазине, купая ребенка, играя с ним и т. д.). Поэтому нужно привлекать родителей к совместному развитию детей в познавательно-исследовательской деятельности. Нацеливать родителей на то, что любознательность - это черта характера, которую необходимо развивать с раннего возраста, что врожденная потребность в новых впечатлениях составляет основу гармоничного всестороннего развития ребенка.

Активное включение ребенка-дошкольника в различные виды деятельности, расширение круга его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками способствуют быстрому развитию и совершенствованию многих психических познавательных процессов. (Асеев, С. 68)

Это относится, в частности, и к сенсорному развитию, т.е. развитию ощущений, восприятия и образного представления.

Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – 1) усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и 2) овладение новыми действиями восприятия, ощущения, позволяющими все более полно и расчлененно воспринимать мир. (Мухина, С. 222)

Раскрывая суть первой стороны сенсорного развития, необходимо усвоить, что в дошкольном возрасте происходит переход от применения собственного сенсорного опыта ребенка (эта фигура как «домик») к использованию общепринятых сенсорных эталонов , - это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений, - цвета, формы (эта фигура – треугольник, а раньше было – «домик»), величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, длительности промежутков времени и т.п. (Мухина, С. 222)

В 1-ой половине периода ребенок начинает усваивать общепринятые средства выполнения действий восприятия и наглядно-образного мышления – сенсорные эталоны и наглядные модели (выделение и отображение в наглядной форме связей и отношений между предметами и явлениями).

Так, в 3 года ребенок знает, что такое «цвет», ориентируется в звуках (высота, долгота);

4 года – знает форму, а на 5-м году начинает зрительно расчленять форму предметов на заданные части (этому способствует аппликация и конструирование из кубиков);

5 лет – дети хорошо владеют представлениями о цветах, геометрических формах, отношениях 3-4 величин (большой, маленький, самый большой, самый маленький).

Однако, самое трудное для детей – усвоение эталонов величины, т.к. они не владеют хорошо системой мер. Вместе с тем, восприятие в этом возрасте имеет и несовершенства: 1) дети не учитывают ряд свойств предметов или учитывают их неправильно. Это связано с тем, что четкие представления складываются лишь об основных разновидностях свойств, из-за чего малоизвестные свойства приравниваются ребенком к известным. Например, имея представление о квадрате, ребенок неизвестные ему трапеции, ромбы может воспринимать как квадраты; 2) дети затрудняются последовательно обследовать (например, осмотреть) предметы, объекты и беспорядочно перескакивают с одной фигуры на другую.

Но к 6 годам, ребенок уже умеет планомерно и последовательно обследовать объекты, может описывать их свойства, руководствуясь сенсорными эталонами, пользуясь при этом только одним зрительным восприятием.

Итак, усвоение сенсорных эталонов – это только одна из сторон развития ориентировки ребенка в свойствах предметов.

Вторая сторона, которая неразрывно связана с первой, – это усвоение новых и совершенствование имеющихся действий восприятия, или перцептивных действий.

Развитие перцептивных действий проходит в 3 этапа:

1 этап , когда процесс их формирования начинается с практических, материальных действий, выполняемых с незнакомыми предметами. Для более успешного и быстрого прохождения этого этапа целесообразно предлагать для сравнения сенсорные эталоны. Это этап внешних перцептивных действий;

2 этап - перцептивными действиями становятся сами сенсорные процессы, перестроившиеся под влиянием практической деятельности. Эти действия теперь осуществляются при помощи соответствующих движений рецепторных аппаратов и предвосхищают выполнение практических действий с воспринимаемыми предметами;

3 этап наступает, когда перцептивные действия становятся еще более скрытыми, свернутыми, сокращенными, их внешние звенья исчезают, а восприятие извне начинает казаться пассивным процессом. На самом деле этот процесс активен, протекает в сознании и в подсознании ребенка. В результате внешнее перцептивное действие превращается во внутреннее умственное действие. (Немов, С. 84)

Усвоение перцептивных действий ведет за собой развитие других способностей.

Таким образом, возникают внутренние действия восприятия , но если появляются задачи, которые ребенок не может решить только с помощью внутренних действий восприятия, то ребенок возвращается к внешним действиям.

В старшем дошкольном возрасте развивается ориентировка в пространстве и времени, и на протяжении всего дошкольного возраста здесь действует общая закономерность: представления о предметах и их свойствах формируются раньше, чем представления о пространстве, а ориентировка в пространстве предшествует ориентировке во времени (и легче дается ребенку). Под руководством взрослого дошкольник формирует понятия: -лево/право- (по своей правой руке ребенок определяет местоположение других объектов: например, узнать, где находится правый глаз, ребенок может ориентируясь на свою правую руку); -между-, -перед-, -возле-, -над, под, внутри, около- и т.п. Важно, чтобы парные отношения (например, -над/под-) усваивались одновременно, т.к. это легче для понимания ребенком. Определенные сложности в усвоении этих отношений связаны с эгоцентрической позицией дошкольника.

Внимание . За дошкольный период внимание в связи с усложнением деятельности детей и их продвижением в общем умственном развитии приобретает большую сосредоточенность и устойчивость.

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на них, т.е. внимание становится произвольным. Важно знать, что само по себе произвольное внимание развиться не может, а формируется оно благодаря включению ребенка взрослым в новые виды деятельности (рисование, конструирование, чтение ребенку).

На первых порах овладения произвольным вниманием детям трудно управлять им. Поэтому в развитии способности произвольности внимания помогают рассуждения вслух. Это доказано экспериментально. Если ребенка попросить постоянно говорить о том, что он должен держать в сфере внимания, то он сможет значительно дольше произвольно управлять вниманием, чем без речи вслух.

Таким образом, произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. (Мухина, С. 254)

Однако, необходимо иметь в виду, что непроизвольное внимание остается преобладающим на всем протяжении дошкольного возраста.

Развитие памяти . Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению.

Память дошкольника носит в основном непроизвольный характер, запоминание и припоминание происходит независимо от воли и сознания ребенка. Ребенок запоминает то, на что он обратил внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что ему было интересно. Следовательно, у младших дошкольников доминирует непроизвольная зрительно-эмоциональная память.

У нормально развивающихся детей младшего и среднего дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. Эти дети легко воспроизводят виденное, слышанное, но при условии, что оно вызвало у них интерес, и дети были заинтересованы, чтобы запомнить это. Благодаря этой памяти хорошо совершенствуется речь, дети научаются пользоваться названиями предметов домашнего обихода и т.п. (Немов, С. 87)

В среднем дошкольном возрасте начинают складываться, а в старшем дошкольном возрасте совершенствоваться произвольные формы запоминания. Наиболее успешно этот процесс происходит в игровой деятельности, когда запоминание является залогом успешного выполнения взятой на себя роли.

Овладение произвольной памятью проходит 2 этапа:

    на первом ребенок выделяет только саму задачу запомнить и припомнить, еще не владея приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше, т.к. окружающие часто требуют от ребенка воспроизведения того, что он делал раньше; 2) задача запомнить возникает в результате опыта припоминания, когда ребенок осознает, что не запомнив, он не припомнит.

Приемам произвольной памяти ребенка учат взрослые, например, задавая ему вопросы: «А что было потом?», «Что ты узнал еще?».

Следует отметить, что хотя произвольная память у дошкольников уже и развита, но по-прежнему непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается значительно более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала.

В дошкольном возрасте у некоторых детей встречается особый вид зрительной памяти – эйдетическая память – это очень яркая и отчетливая по воспроизведенным образам память, которая проявляется в том, что ребенок как бы снова видит перед собой то, о чем рассказывает. Однако, эйдетическая память – возрастное явление и в дальнейшем утрачивается.

Память дошкольника, несмотря на ее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место среди других психических процессов. (Мухина, С. 254-257)

Воображение ребенка связано в своих истоках с зарождающейся в раннем детстве знаковой функцией сознания, т.е. символической функцией. Дальнейшее развитие символическая функция получает в игровой деятельности, где символизация – одна из структур игры. (Немов, С. 88)

В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные ранее впечатления в виде образов. Например, ребенок скачет верхом на палочке, и в этот момент он всадник, а палка – лошадь. Но он не может вообразить лошадь при отсутствии предмета, похожего на лошадь и пригодного для «скакания», и не может преобразовать палку в лошадь, пока непосредственно не скачет на ней.

Постепенно происходит интериоризация – переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, а представлен в уме (палка, как лошадь уже не нужна, т.к. она в сознании представлена). Этот момент и есть зарождение процесса воображения как психического процесса. (Мухина, С. 258)

В старшем дошкольном возрасте воображение из репродуктивного превращается в творчески преобразующее. Оно соединяется с мышлением, начиная выполнять познавательно-интеллектуальную функцию, становится управляемым.

Кроме этой функции, воображение имеет и аффективно-защитную роль. Благодаря познавательной функции воображения ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи. Аффективно-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий. Эта функция является основой для снятия тревожности, страхов ребенка при помощи тренинговых занятий. (Немов, С. 89)

Мышление . Сюжетно-ролевые игры стимулируют развитие еще одного важного процесса – мышления, в первую очередь наглядно-образного, на уровень развития которого влияет степень развитости воображения.

В дошкольном детстве выделяют такие главные линии развития мышления, как: 1) дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; 2) улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти; 3) начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач; 4) еще одной яркой особенностью мышления дошкольника является то, что именно в этом возрасте впервые возникает познавательная направленность мышления. Эта особенность проявляется в бесконечных вопросах ребенка к взрослому.

Однако, нужно помнить, что основной вид мышления дошкольника – образное мышление (результат получают в уме).

Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений.

Развитие словесно-логического мышления у детей проходит 2 этапа:

    ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач;

    ребенок познает систему понятий, обозначающих отношения, и усваивает правила логики рассуждения. Последнее относится уже к школьному периоду.

Развитие внутреннего плана действий, характерного для логического мышления, проходит в 6 этапов (Н.Н. Подьяков. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч. 2, 1981 г.) от младшего дошкольного возраста до старшего:

    Ребенок с помощью рук, манипулируя вещами, решает задачи в наглядно-действенном плане.

    В решение задачи ребенок включает речь, не только для называния предметов, с которыми он манипулирует в наглядно-действенном плане. Основной результат получается еще руками.

    Задача решается в образном плане через манипулирование представлениями объектов. Возникает элементарная форма рассуждения вслух, не отделенного еще от выполнения реального практического действия.

    Задача решается ребенком по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану. В его основе (плана) память и опыт.

    Задача решается в плане действий в уме с последующим выполнением той же задачи в наглядно-действенном плане, дабы подкрепить ответ, полученный в уме и далее сформулировать его словами.

    Решение задачи и выдача конечного результата происходит целиком во внутреннем плане, без обращения к реальным действиям.

Подводя вывод из описанной выше схемы, следует указать на то, что у детей пройденные этапы мыслительных действий и операций не исчезают полностью, а, преобразуясь, заменяются новыми. В детском интеллекте представлены и при необходимости одновременно включаются в работу все 3 вида мышления.

У дошкольников происходит также процесс развития понятий, особенно интенсивно, когда мышление и речь соединяются друг с другом.

Чтобы понять динамику развития понятий, наряду со знанием о развитии мышления, необходимо знать особенности развития речи в дошкольном возрасте.

Речь . Основная линия развития речи в том, что она становится более связной и приобретает форму диалога. Такжеситуативность речи , характерная для раннего возраста, заменяетсяконтекстной речью . Ситуативная речь отличается тем, что для нее типично выпадениями подразумевающегося подлежащего. Оно заменяется местоимением. Речь так и пестрит словами «он», «она», «они», «там». Например: «Там был флаг. Там была вода далеко на улице. Там мокро. Там мы шли с мамой» и т.п.

Затем, по мере расширения круга общения и с ростом познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью, которая может полно описывать ситуацию. Однако, ситуативная речь не исчезает, а используется только в тесном кругу, где все понимают о чем идет речь.

Следующей особенностью речевого развития является самостоятельная форма речи – монологическое высказывание.

Еще одна особенность состоит в том, что в дошкольном возрасте отличается развитие речи «про себя» (эгоцентрической) и внутренней речи.

Особый интерес представляет внутренняя речь, поскольку она является носителем понятий. Внутренняя речь развивается из эгоцентрической, когда речевое высказывание ребенка перестает сопровождать его действия, а переносится во внутренний план (конец дошкольного детства).

Интересен тот факт, что, хотя дети знают и умеют пользоваться уже многими словами (до 8000 слов), но они еще не совсем понимают его как слово, что-то обозначающее, т.е. не осознают его функцию, не разделяя глаголов, прилагательных. Поэтому на вопрос «Сколько слов в предложении?» - ребенок ответит «Одно», т.е. все предложение. Это происходит к 5-6 летнему возрасту, и дети овладевают правилами грамматики родного языка.

К 3 годам ребенок употребляет до 500 слов, а понимает около 1500; в 6 лет ребенок знает 3-7 тысяч слов, а употребляет около 2000 слов. Словарь ребенка содержит все части речи, умеет правильно склонять и спрягать. К 5-6 годам при условии обучения ребенок справляется с фонематическим (звуковым) анализом слова.

Появляется объяснительная речь – способность, например, передать содержание и правило игры, разъяснить что-либо

В дошкольном возрасте начинает формироваться и письменная речь.

Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребёнка (познавательных, эстетических, творческих и пр.), для полноценного, осознанного восприятия окружающей действительности. Поэтому на сенсорном развитии детей сосредоточили своё внимание отечественные и зарубежные учёные. Сенсорное развитие имеет огромное значение у ребёнка на определённом этапе его развития. Потери в развитии ребёнка, допущенные в дошкольном возрасте, невосполнимы в полной мере в последующей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие у детей познавательных интересов

через сенсорное развитие»

1Наименование опыта. Его актуальность и перспективность.

Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребёнка (познавательных, эстетических, творческих и пр.), для полноценного, осознанного восприятия окружающей действительности. Поэтому на сенсорном развитии детей сосредоточили своё внимание отечественные и зарубежные учёные. Сенсорное развитие имеет огромное значение у ребёнка на определённом этапе его развития. Потери в развитии ребёнка, допущенные в дошкольном возрасте, невосполнимы в полной мере в последующей жизни.

Свою работу я основала на научных трудах и идеях, таких учёных- педагогов, как А.П.Усова, А.В. Запорожец, Н.Н. Подьякова, Л.А. Венгер, И.М. Сеченова, В.М.Бехтерева, Е.И.Тихеевой, доктора медицины, врача, психолога и педагога М.М.Монасеиной, а также я использовала собственный опыт, наработанный в педагогической практике.

Я считаю,что данная тема актуальна всегда, потому что сенсорному развитию детей отводится ведущая роль в процессе первоначального формирования личности.

Развивая сенсорные восприятия мы развиваем у детей умственные способности, вызываем у них интерес к математике, логике и доказательности рассуждений, желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.

Должное внимание уделяется развитию речи. Педагог не только задаёт заранее подготовленные вопросы, но и непринужденно разговаривает с детьми, использует потешки, загадки, считалки, фрагменты сказок.

Познавая окружающий мир, ребёнок учится мыслить. Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания- систематическое упражнение органов ощущения. Ребёнок должен быть физически здоров, аксиома, основное условие столь же объективное, сколько и необходимое для сенсорного развития и воспитания. Ребёнок должен быть здоров- это должно быть известно каждому, но не каждый знает, что только здоровый ребёнок развивается нормально в умственном и нравственном отношении. Формировании личности как сложный и противоречивый процесс усвоения социального опыта, требует от взрослых систематически целенаправленных упражнений с детьми с самого раннего возраста по сенсорному и умственному развитию и воспитанию в органическом единстве.

В связи с этим, я считаю необходимым уделить достойное внимание этой теме, направленной на формирование у детей представлений о внешних свойствах предметов, которое необходимо для полноценного восприятия ими окружающего мира.

2.Условия возникновения становления опыта.

Вопрос сенсорного развития в дошкольной педагогике и психологии раскрыт достаточно хорошо. Однако, на практике многие воспитатели сенсорное развитие используют недостаточно, не находя им места в течении дня.

Цель моей работы заключается в том, чтобы внедрить в педагогическую деятельность знания о сенсорном развитии детей и формировании представлений у них о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира, а так же о тренировках органов чувств.

Задачи исследования:

1.Теоретическое обоснование формирования у детей дошкольного возраста основ сенсорного развития.

2.Изучить проблему применения сенсорного развития в педагогический процесс детского сада, с целью формирования у детей представлений о внешних свойствах предметов.

3.Внедрить изучение сенсорного развития в педагогический процесс с целью формирования у детей представлений о внешних свойствах предметов.

4.Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий.

6.Способствовать накоплению разнообразного сенсорного опыта детьми дошкольного возраста.

7.Организовать обучение детей сенсорным эталонам.

8. Установить с детьми эмоционально положительный контакт и вызвать интерес к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Методы исследования:

Теоретические(анализ психолого-педагогической литературы, наблюдения)

Эмпирические (диагностика, анализ результатов детской деятельности)

База исследования: ДОУ №62, дети младшего дошкольного возраста.

3.Теоретическая база опыта.

Проблема сенсорного развития и воспитания в дошкольной педагогике и психологии разрабатывалась преимущественно такими учёными как

А.П.Усова, А.В.Запорожец, Н.Н.Подьякова. Заметный вклад в исследование этой проблемы внесли профессор Л.А.Венгер и его ученики и последователи.

Проблема сенсорного развития детей всегда была в центре внимания русских психологов и педагогов, таких как И,М, Сеченов «Рефлекс головного мозга»-1966г., «Физиология органов чувств»-1867г., К.Д,Ушинского

«Человек, как предмет воспитания»., В.М.Бехтерева, И.А.Секорскоко,

Е.И.Техеевой. Особый интерес к этой к этой проблеме проявила М,М,Монасеина- доктор медицины, врач, психолог, педагог. Все эти учёныу подчёркивали особое значение раннего сенсорного развития, где нервная система и органы чувств называются «посредником» между внешним миром и сознанием. Подчёркивая такую взаимосвязь сенсорного и умственного развития ребёнка, М.М.Монасеина утверждала: « чем скорее и чем лучше выучится ребёнок управлять своими органами чувств (зрением и особенности), тем быстрее и полнее будет его умственное развитие»

Основное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на развитие умственных способностей детей, главным образом через развитие органов чувств. «Это настолько необходимо,-отмечает М,М,Монасеина,-что дети сами собой только и делают в течении первых лет жизни, что упражняют свои органы чувств, т.е. учатся видеть, слышать, обонять, осязать, учатся различать вкусы и т.д.» Дети инстинктивно совершают изо дня в день гигантскую работу: одну и ту же вещь рассматривают, ощупывают со всех сторон, тащат в рот, прикладывают к уху, бросают- т.е. производят с ней бесчисленные всевозможные опыты.

Сенсорное развитие связано не только с формированием его речи, умственных способностей ребёнка оно оказывает сильнейшее влияние на становление эстетических и нравственных чувств.

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира.

Сенсорное развитие составляет одну из главных задач детей дошкольного возраста, оно очень многогранно. В сенсорном развитии и воспитании ребёнка не надо забывать и о воспитательной функции рисования (лепки), не только развивающее верность глаза, руки, чувство формы, цвета, но и приучающего ребёнка вникать во все подробности, частности, способствующие развитию внимания и наблюдательности.

Формирование у детей представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положение в пространстве, необходимо для полноценного восприятия ими окружающего мира. С восприятием предметов и явлений окружающего мира начинается его познание.

Профессор Н.М.Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой»

cенсорного воспитания.

Моя задача заключается в том, чтобы найти для каждого ребёнка способы оптимального развития его интересов, способностей личности в целом, возможностей самовоспитания и самоорганизации.

Исходя из этого, я выработала для себя следующие положения, которые применяю на практике:

1.управлять обучением и всей жизнью детей с позиции их интересов;

2.постоянно проявлять веру в возможности и перспективы каждого дошкольника. Ведь педагог должен верить в возможности каждого ребёнка и любые отклонения в его развитии рассматривать в первую очередь, как результат недифференцированного методического подхода к ребёнку;

3.быть этичным по отношению к дошкольнику, уважать и поддерживать его достоинство;

4.постоянно формировать и воспитывать взаимное уважение в детском коллективе, учить детей этике отношений;

5.проявлять живой интерес к увлечениям, интересам и делам каждого ребёнка.

Таким образом, сенсорное развитие дошкольников занимает одно из центральных мест в работе с ними: этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия, совершенствования органов чувств, накоплению представлений об окружающем мире.

4.Ведущая педагогическая идея.

Cодержание воспитания и обучения детей сенсорному развитию – это совокупность основных знаний(представлений понятий, терминов и т.д.),

Умений и навыков(способов действия) овладение которыми обеспечивает формирование у детей представлений о внешних свойствах предметов.

Цель стоящая передо мной – повышение уровня знаний основ сенсорного развития, через восприятие детьми окружающего мира.

Работа по сенсорному развитию детей я построила на основе следующих принципов:

- принцип стандартизации базовых знаний, умений и навыков по возрастным группам; -- принцип целостности базовых знаний, умений и навыков, обеспечение которых определяется набором типичных и проблемных ситуации - принцип дифференциации содержания изучаемого материала на основе последовательного ступенчатого развития у детей сенсорных процессов

Принцип связи применять полученные знания на практике.

Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Воспитательно –образовательные задачи , которые мною решаются при формировании у дошкольников представлений о внешних свойствах предметов и полноценного восприятия ими окружающего мира:

1.Продолжать работу по сенсорному воспитанию детей в разных видах деятельности.

2Обогащать опыт детей новыми способами обследования предметов. 3.Закреплять полученные ранее навыки и совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние).

4. Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи.

5.Приветствовать попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы: сравнивать, группировать, классифицировать предметы

6.Учить использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по одному, двум качествам (цвет, размер, материал и т. п.).

5.Технология опыта.

Учитывая важность проблемы сенсорного развития,я решила провести с детьми углублённую работу в этом направлении.

Гипотеза.

Я предполагаю, что систематическое развитие сенсорных процессов окажет положительный результат в речевом развитии ребёнка и повысит работоспособность коры головного мозга.

Работу по развитию у детей познавательных интересов через сенсорное развитие в педагогический процесс с целью формирования у дошкольников сенсорных процессов, я выстроила в 3 этапа.

1 этап. Констатирующий эксперимент.

Задача: Выявить уровень сформированности у детей дошкольного возраста познавательных интересов.

Чтобы определить уровень сенсорного развития у детей младшего возраста, я провела в начале учебного года диагностику. И получила такие результаты:17% низкий уровень, 44% средний уровень, 39% высокий уровень.

На основе диагностики я стала включать в занятия обширный материал по сенсорному развитию детей.

2 этап.Формирующий эксперимент.

Задача. Формировать у детей основы познавательных интересов через сенсорное развитие.

Свою работу по сенсорному развитию я начала проводить с младшей группы.

В утренние и вечерние часы пребывания детей в ДОУ, я проводила индивидуальную работу с отстающими детьми, где предлагаю им дидактические игры, «Больше, меньше,ещё меньше», «Поможем кукле, клоуну.» и т д.

Для самостоятельной деятельности детей я предлагаю такие дидактические игры как «Цвета», «Цветные коврики», «Мозаика», сюжетные игры, типа «Одень куклу», спортивные «Попади в свою мишень», «Добеги до флажка» и т д. Дети охотно играют в эти игры, а в игре, как известно, всё запоминается лучше и быстрее.

Но моя работа была бы не полной и не достигла бы таких успехов без помощи родителей Значительное внимание я уделяла работе с родителями.

Ведь именно они помогают детям закрепить знания, полученные в ДОУ дома, в привычной для них среде. Мною были проведены открытые занятия для родителей, консультации для родителей на тему «Математика для малышей» и т.д. Благодаря планомерной и систематической работе с семьёй, родители стали активно включаться в жизнь группы и детского сада.

3 этап. Контрольный эксперимент.

Задача. Выявить уровень усвоения знаний детьми познавательных интересов, с целью формирования сенсорных процессов.

Чтобы узнать была ли эффективна работа по усвоению детьми познавательных интересов, с целью формирования сенсорных процессов, я провела контрольную диагностику:. низкий уровень 15%, средний уровень-39%, высокий уровень-46% Такую же диагностику я провела в средней, старшей и подготовительной группах.

Средняя группа начало года: 14% низкий уровень, 37% средний уровень, 49% высокий уровень. Конец года: 12% низкий уровень, 36% средний уровень, 52% высокий уровень.

Старшая группа начало года:10% низкий уровень, 34% средний уровень, 56% высокий уровень. Конец года: 8% низкий уровень,32% средний уровень,60% высокий уровень.

Подготовительная группа начало года: 5% низки1 уровень, 30% средний уровень,65% высокий уровень. Конец года: 0% низкий уровень, 28% средний уровень,72% высокий уровень.

Таким образом, можно сделать вывод, что в результате проведённой работы уровень детей с высоким сенсорным развитием вырос, а низкий снизился.

Кроме того у детей сформировались такие качества личности: общительность, дисциплинированность, организованность, ответственность, самостоятельность, уверенность; развилась способность анализировать свои действия и поступки.

Следовательно, работа по внедрению в педагогический процесс усвоения детьми знаний познавательных интересов через сенсорное развитие была эффективна и дала положительный результат.

Среди направлений дальнейшей работы я выделяю следующее:

Совершенствовать воспитательно-образовательный процесс по усвоению детьми познавательных интересов через сенсорное развитие.

Обновлять и обогащать предметно-развивающую среду.

Совершенствовать и повышать качество анализа процессов, диагностики и отслеживания результатов.

Активно привлекать родителей к совместным мероприятиям по усвоению познавательных интересов через сенсорное развитие.

Вовлекать малоактивных родителей в педагогический процесс.

Проводить чаще анкетирование родителей, чтобы получать представление о том, что их интересует, в каких консультациях они нуждаются.

6. Новизна опыта.

Сенсорное развитие положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятие, памяти, мышление, внимание, воображение, а так же развитие речи.

7.Адресная направленность.

Данный опыт работы адресован педагогам дошкольных учреждений, студентам пед.колледжей, проходящим пед.практику в ДОУ. С помощью моей работы можно развить у детей умственные способности, главным образом через развитие органов чувств, развить речь детей, сформировать представление о внешних свойствах предметов, воспитать интерес к математике, логике.




Последние материалы сайта